Cовет по правам человека при президенте России проведет проверку дела Ильи Фарбера, который был осужден на семь лет и один месяц лишения свободы по обвинению в превышении должностных полномочий и вымогательстве взятки, сообщает газета «Известия». По данным газеты, более 10 членов СПЧ сочли приговор несправедливым, в связи с чем они решили привлечь внимание общественности к серьезным, по их мнению, нарушениям в ходе судебного разбирательства. Кроме того, членов совета возмутило антисемитское высказывание прокурора в ходе процесса.

По словам главы СПЧ Михаила Федотова, 22 августа будет сформулированы принципы проведения анализа приговора и сформирован экспертный пул. Результаты экспертизы будут переданы Владимиру Путину. «Безусловно, любое прецедентное дело может стать объектом общественного правового анализа. Но сначала СПЧ должен утвердить принципы проведения такого анализа и формирования экспертного пула», — отметил Федотов.

Несогласие с решением суда выразили Александр Брод, Елизавета Глинка, Иван Засурский, Мария Каннабих, Алексей Козырев, Станислав Кучер, Николай Сванидзе, Елена Тополева-Солдунова, Илья Шаблинский, Максим Шевченко, Лилия Шибанова и Игорь Юргенс.

Илья Фарбер работал школьным учителем, а затем директором дома культуры в селе Мошенка Тверской области, куда он переехал из Москвы. Во время ремонта в клубе Фарбер поссорился с подрядчиком, после чего сотрудники УФСБ арестовали его за взятку.

По версии следствия, в июле-августе 2011 года Фарбер получил 300 тысяч рублей от генерального директора фирмы «Горстрой-1» в качестве взятки за разрешение продолжить ремонт в доме культуры. В сентябре 2011 подрядчик передал Фарберу 132,6 тысячи рублей, чтобы тот согласился подписать акт приемки выполненных работ несмотря на то, что ремонт не был завершен. Следствие утверждает, что Фарбер был задержан сотрудниками УФСБ сразу после получения второй суммы. Сам Фарбер говорит, что платил за ремонт свои деньги, так как компания, отвечавшая за ремонт, выполнила работу плохо. После этого Фарбер потребовал у подрядчика возместить потраченные деньги. Защита потребовала оправдать Фарбера, ссылаясь на показания свидетелей, которые говорят, что Фарбер из собственного кармана выплачивал им деньги и таким образом подтверждают его невиновность. По словам защиты, переданные деньги были ни чем иным, как возвратом этого долга.

Летом прошлого года Тверской областной суд признал Фарбера виновным и приговорил к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. Однако в ноябре прошлого года Верховный суд РФ отменил приговор и отправил дело на пересмотр в Осташковский суд, который 1 августа приговорил Илью Фарбера к 7 годам и 1 месяцу колонии строгого режима, а также к штрафу в размере 3,1 миллиона рублей.

Николай Сванидзе, член СПЧ:

Дело Фарбера двояко: с одной стороны, нужно заниматься самим делом Ильи Фарбера, и есть большие сомнения в том, что там доказана вина. И даже если бы вина была доказана, то приговор вынесен невероятно кровожадный. И вторая составляющая — это антисемитское высказывание прокурора на первом суде. Если оно имело место быть, то это преступление.

Мы этим займемся, но в каком формате, пока неизвестно — многих людей пока нет в Москве. Окончательное решение будет приниматься в 20-х числах августа.

Есть ли какая-то уверенность, что это поможет в пересмотре дела Ильи Фарбера? Нет никакой уверенности. Но, тем не менее, заниматься этим надо.

Читайте по теме:

Илья Фарбер приговорен к 7 годам колонии. Репортаж из зала суда

Свой среди чужих

Валерий Панюшкин: Принцип Фарбера