Само здание Берлинской филармонии на улице Караяна, где проходит Берлинский музыкальный фестиваль, легендарно: его построили в 1970-е годы у самой Берлинской стены. Его архитектура — одна из самых демократичных в мире музыки: сцена находится в середине зала, который напоминает застывшую в полете стаю птиц. На фестиваль приглашают ведущие оркестры со всего мира, такие как Chicago Symphony, Concertgebouworkest Amsterdam, London Symphony, Bamberger Symphoniker и многие другие. В этом году приехали Владимир Ашкенази и Бернард Хайтинк, Марис Янсенс и Курт Мазур, Валерий Гергиев, Дэвид Робертсон и Густаво Дудамель.

Musikfest стал не просто музыкальным парадом лучших сил. Организаторы попытались сформировать его программы с неким политическим акцентом. Так, устроители поставили на 11 сентября концерт Чикагского симфонического оркестра, а Шостаковича сделали смысловым центром программы. Шостакович, по словам художественного руководителя фестиваля Винриха Хоппа, — это тот человек, в котором отразились основные трагедии и основные надежды ушедшего ХХ века. На фестивале сыграли почти все 15 симфоний Шостаковича.

 

Лондонским симфоническим оркестром дирижировал Валерий Гергиев. Был исполнен виолончельный концерт Бориса Тищенко, ученика Шостаковича. 

Гергиев пару раз привозил на гастроли в Берлин Мариинский театр, но дирижировал из оркестровой ямы. На этот раз маэстро стоял на сцене. Слушателей покорили артистизм и сила дирижерской манеры Гергиева. Овации продолжались более 10 минут, и маэстро снова и снова выходил на сцену.

После концерта у гримерной маэстро выстроилась очередь: кто-то с программками ожидал автографа, пришли его старые берлинские приятели. Дирижер неторопливо и не без удовольствия расписывался и разговаривал с поклонниками. Когда я попросила Гергиева дать интервью для «Сноба», он улыбнулся: «Я вам что, по профилю подхожу?» И мне удалось задать маэстро несколько вопросов. Прежде всего я спросила, как он работал с Лондонским симфоническим оркестром над Шостаковичем.

Программа нынешнего концерта была не из простых: монументальная и объемная 11-я симфония Шостаковича «1905 год» исполнялась вместе с виолончельным концертом Бориса Тищенко. Не задушил ли Шостакович своего ученика?

Сцена Берлинской филармонии особая для Гергиева. Когда ему было 24 года, великий дирижер Караян, возглавлявший тогда Берлинскую филармонию, пригласил его в Берлин. Но тогда Гергиева не пустило руководство, о чем он не жалеет.