![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/BA280696_CEF9_46EA_920C_B3D2D739D832_avatar.jpg)
Гергиев с Лондонским симфоническим на Musikfest Berlin
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/41/64/41648b168c80afe195619d1ae6b7b0469afb2e60dee552ccc9a1a34494d63362.jpg)
Само здание Берлинской филармонии на улице Караяна, где проходит Берлинский музыкальный фестиваль, легендарно: его построили в 1970-е годы у самой Берлинской стены. Его архитектура — одна из самых демократичных в мире музыки: сцена находится в середине зала, который напоминает застывшую в полете стаю птиц. На фестиваль приглашают ведущие оркестры со всего мира, такие как Chicago Symphony, Concertgebouworkest Amsterdam, London Symphony, Bamberger Symphoniker и многие другие. В этом году приехали Владимир Ашкенази и Бернард Хайтинк, Марис Янсенс и Курт Мазур, Валерий Гергиев, Дэвид Робертсон и Густаво Дудамель.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/29/9f/299f7154ee957f506732366668f703f5fe7e21c705daf5c08313a9ffa8ea9e74.jpg)
Musikfest стал не просто музыкальным парадом лучших сил. Организаторы попытались сформировать его программы с неким политическим акцентом. Так, устроители поставили на 11 сентября концерт Чикагского симфонического оркестра, а Шостаковича сделали смысловым центром программы. Шостакович, по словам художественного руководителя фестиваля Винриха Хоппа, — это тот человек, в котором отразились основные трагедии и основные надежды ушедшего ХХ века. На фестивале сыграли почти все 15 симфоний Шостаковича.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4c/48/4c4839fb506595d20c8a44d7e3ede0f4a3ffcf3a08625376ff11e4a0e255a005.jpg)
Лондонским симфоническим оркестром дирижировал Валерий Гергиев. Был исполнен виолончельный концерт Бориса Тищенко, ученика Шостаковича.
Гергиев пару раз привозил на гастроли в Берлин Мариинский театр, но дирижировал из оркестровой ямы. На этот раз маэстро стоял на сцене. Слушателей покорили артистизм и сила дирижерской манеры Гергиева. Овации продолжались более 10 минут, и маэстро снова и снова выходил на сцену.
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/eb/cf/ebcf25fc56d5a2ee13ee1569a10e485853e1f31bf257e7ac7ffa2f4ea0df0ca6.jpg)
После концерта у гримерной маэстро выстроилась очередь: кто-то с программками ожидал автографа, пришли его старые берлинские приятели. Дирижер неторопливо и не без удовольствия расписывался и разговаривал с поклонниками. Когда я попросила Гергиева дать интервью для «Сноба», он улыбнулся: «Я вам что, по профилю подхожу?» И мне удалось задать маэстро несколько вопросов. Прежде всего я спросила, как он работал с Лондонским симфоническим оркестром над Шостаковичем.
Программа нынешнего концерта была не из простых: монументальная и объемная 11-я симфония Шостаковича «1905 год» исполнялась вместе с виолончельным концертом Бориса Тищенко. Не задушил ли Шостакович своего ученика?
Сцена Берлинской филармонии особая для Гергиева. Когда ему было 24 года, великий дирижер Караян, возглавлявший тогда Берлинскую филармонию, пригласил его в Берлин. Но тогда Гергиева не пустило руководство, о чем он не жалеет.