Вадим Рутковский: Мутон тут рядом. 11 наградных «Леопардов» фестиваля в Локарно
66-й Каннский фестиваль едва не убил во мне интерес к жизни: настолько, за некоторыми исключениями, была ужасна — помпезна и бессмысленна — его программа. 66-й фестиваль в Локарно, наоборот, напомнил, как прекрасен этот мир, кино, жизнь. Коллекция фильмов, собранная под руководством нового куратора Карло Шатриана, напоминала поэтический сборник: минимум концепций, максимум вольных рифм — и гневливый плезиозавр из «Настоящего» оборачивался резиновым динозавриком, плескающимся с тайваньской детворой в солнечном фильме «Время в Кичи», напоминавшем, в свою очередь, о маленьких швейцарских школьниках из «Черной доски»; погибающие города, огонь и вода, историческая память, телесные недуги, люди, приговоренные природой к отчуждению, — переплетающиеся мотивы, объединявшие фильмы из разных секций. И улыбчивый 29-летний аутист, мечтавший о настоящем сексе и настоящей любви в «Особой нужде», итальянском участнике конкурса «Режиссеры настоящего», обретал новых родственников в лице страдающих синдромом Вильямса Габриэллы и Мартина, влюбленной пары с задержкой умственного развития из «Габриэллы», показанной на Пьяцца Гранде. Премия публики — вручается по итогам зрительского голосования — досталась этой музыкальной мелодраме канадского режиссера Луиз Аршамбо. Приз публики достается, как правило, мелодрамам; за полтора десятилетия его существования была всего пара исключений — «Невидимка» Пауля Верхувена и «Микрокосмос» Перенну и Нуридзани. Понятно, что он ни при каких обстоятельствах не мог уйти, например, французскому музыканту-электронщику и самому упертому режиссеру-сюрреалисту наших дней Квентену Дюпье — он показал на Пьяцце «Неправильных копов» (Wrong Cops), комедию еще более дикую и политнекорректную, чем его прошлогодний (и тоже побывавший на Пьяцце) фильм Wrong. Забавно, что одним из сопродюсеров этой целиком снятой в Калифорнии комедии, где глумятся над инвалидами и покойниками, а наркоту фасуют в дохлых крыс, стал Сергей Сельянов. Мне жаль, что зрительский приз прошел мимо «Длинных волн» Лионеля Байера: у швейцарцев был хороший повод проявить патриотизм. Но нет, победила простодушная «Габриэлла», с непрофессиональными актерами в главных ролях.