Олег Пименов: Машины покупать выгодно, но некому
На открывающемся во Франкфурте международном автосалоне Россию больше не считают приоритетным рынком
-
- Иллюстрация: Cagle Cartoons
Большинство автопроизводителей, которые участвуют в 63-й Международной автомобильной выставке (IAA) во Франкфурте, оценивают российский автомобильный рынок как один из худших в мире. Именно так охарактеризовал его гендиректор Daimler Дитер Цетше. Продажи автомобилей в России упали за последний год на 60%, при этом эксперты считают, что рынок будет восстанавливаться медленнее, чем в других странах.
Франкфуртский автосалон — самая крупная автомобильная выставка в мире, в этом году в ней участвует 781 экспонент из 30 стран. Автосалон открылся в худший для мирового автопрома год — подобные мероприятия в Лондоне, Афинах, Будапеште, Буэнос-Айресе были отменены, а программа Токийского салона, вероятнее всего, будет урезана. По сравнению с 2007 годом нынешняя IAA привлекла почти на треть меньше участников — не выставляются даже такие гиганты, как Mitsubishi и Nissan.

Причина пессимизма западных партнеров относительно российского рынка в том, что они были избалованы 2005-2008 годами, когда каждый год продажи удваивались. Такого в обозримом будущем точно уже не будет. А планы производители строили долгосрочные и довольно сильно переоценили свои возможности на нашем рынке. По последним прогнозам, к 2014 году на рынке планируется возврат к 2007-2008 годам, а потом — рост порядка 7-10% в год. При этом все понимают, что Россия со всеми ее особенностями — огромная численность населения, отсталость в обеспечении его машинами — никуда с карты мира не пропала. Поэтому глобально никто программ по строительству заводов не сворачивает, просто с ними теперь не будут торопиться. Автомобили и недвижимость — одни из самых рискованных видов бизнеса, в случае кризиса люди начинают отказываться в первую очередь именно от машин и квартир. В России падение в автобизнесе намного глубже, чем в Европе, из-за того что у нас практически полностью остановилось кредитование этого сектора. У автопроизводителей в России сейчас не блестяще с финансами. Раньше у каждого производителя был свой банк, который занимался субсидированием кредитования под льготные проценты. У большинства компаний в России, когда они создавали свои банки, была идея, что финансы надо находить на внутреннем рынке. Toyota-банк, например, планировал получать кредитные деньги у крупных российских институций и со своим маленьким коэффициентом давать их клиентам. Но с учетом сегодняшней стоимости ресурсов это утопично. Если раньше у нас доля кредитных продаж увеличивалась, росла до 30-35% в год, то сейчас она стремится к нулю. Машины сейчас покупать выгодно, но мало кто может себе это позволить. Цены максимально низки, они упали на 30-40%. Но при этом каких-то чудесных изменений на рынке ни в этом, ни в следующем году ожидать не стоит. Если в Европе продажи понемногу растут, то у нас пока всего лишь замедлилось падение.
Эту реплику поддерживают: