7 главных произведений современного искусства. Выбор кураторов и художников
Федор Павлов-Андреевич, директор Государственной галереи на Солянке:
Не так давно я бродил по Биеннале в Сан-Паулу и услышал странную и прекрасную мелодию. Я обнаружил толпу людей, в равной степени детей и взрослых, окружившую произведение, которое издавало звуки. Это была детская железная дорога. Паровоз возил вагоны, из которых торчали тонкие металлические спицы, они задевали стоявшие вдоль рельсов стеклянные сосуды, раздавалась дивная музыка, люди стояли, раскрыв рты — невозможно было оторваться. Это было очень просто сделано — и тут же, как любое сильное искусство, вмиг пронзило меня объяснением сути вещей — и тщеты всего сущего (см. Ондатра из «Муми-троллей»). Этот маленький поезд проехал сквозь меня — и как-то меня незаметно поменял. А я в ответ разыскал бразильского художника Каду (Cadu) и позвал его с этим объектом в Москву, на Lexus Hybrid Art, который в этом году у нас посвящен всему, что движется в искусстве. Можно прийти и разглядывать поезд Каду среди других восьми объектов современного искусства в Манеже по 22 августа включительно.
Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства:
Была замечательная акция группы «Коллективные действия» в 1978 году, называлась «Лозунг». Суть ее в том, что нужно было идти по лесу несколько километров от ближайшей станции. Мы пришли в лес и увидели такой классический советский лозунг — таким он нам казался издалека. А когда мы подошли близко, нас поразило высказывание, которое было начертано на красном кумаче. Там была фраза, которую я помню до сих пор: «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах». Для 78 года это было достаточно неожиданно, особенно после того, как ты прошел по лесу несколько километров. Это было похоже на лозунги, которые начали составлять на несколько лет раньше Комар и Меламид, но то были некие конструкции с лозунгами. Например, «Да здравствует коммунизм!» подписан Комаром и Меламидом, а не Сталиным или Лениным. Или же на кумаче была некая имитация советского лозунга, но там вместо букв были белые квадраты. То есть Комар и Меламид пародировали советские лозунги, а у «Коллективных действий» эта пародия нейтрализуется глубокомысленностью философского высказывания. Судя по всему, это был фрагмент одного из произведений Андрея Монастырского (один из основателей группы «Коллективные действия». — Ред.).
А еще мне нравится у Комара и Меламида серия «Ностальгический соцреализм», созданная в начале восьмидесятых. Самой запоминающейся работой серии была картина «Сталин и музы».