Павел Макеев /

7 главных произведений современного искусства. Выбор кураторов и художников

Завтра в Москве завершается IV Выставка гибридного искусства Lexus Hybrid Art, уже объявлены победители конкурса на получение гранта от автомобильного бренда Lexus. «Сноб» поговорил с кураторами и художниками о том, какие произведения современного искусства впечатляют их больше всего

+T -
Поделиться:

Федор Павлов-Андреевич, директор Государственной галереи на Солянке:

Не так давно я бродил по Биеннале в Сан-Паулу и услышал странную и прекрасную мелодию. Я обнаружил толпу людей, в равной степени детей и взрослых, окружившую произведение, которое издавало звуки. Это была детская железная дорога. Паровоз возил вагоны, из которых торчали тонкие металлические спицы, они задевали стоявшие вдоль рельсов стеклянные сосуды, раздавалась дивная музыка, люди стояли, раскрыв рты — невозможно было оторваться. Это было очень просто сделано — и тут же, как любое сильное искусство, вмиг пронзило меня объяснением сути вещей — и тщеты всего сущего (см. Ондатра из «Муми-троллей»). Этот маленький поезд проехал сквозь меня — и как-то меня незаметно поменял. А я в ответ разыскал бразильского художника Каду (Cadu) и позвал его с этим объектом в Москву, на Lexus Hybrid Art, который в этом году у нас посвящен всему, что движется в искусстве. Можно прийти и разглядывать поезд Каду среди других восьми объектов современного искусства в Манеже по 22 августа включительно.

Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства:

Была замечательная акция группы «Коллективные действия» в 1978 году, называлась «Лозунг». Суть ее в том, что нужно было идти по лесу несколько километров от ближайшей станции. Мы пришли в лес и увидели такой классический советский лозунг — таким он нам казался издалека. А когда мы подошли близко, нас поразило высказывание, которое было начертано на красном кумаче. Там была фраза, которую я помню до сих пор: «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах». Для 78 года это было достаточно неожиданно, особенно после того, как ты прошел по лесу несколько километров. Это было похоже на лозунги, которые начали составлять на несколько лет раньше Комар и Меламид, но то были некие конструкции с лозунгами. Например, «Да здравствует коммунизм!» подписан Комаром и Меламидом, а не Сталиным или Лениным. Или же на кумаче была некая имитация советского лозунга, но там вместо букв были белые квадраты. То есть Комар и Меламид пародировали советские лозунги, а у «Коллективных действий» эта пародия нейтрализуется глубокомысленностью философского высказывания. Судя по всему, это был фрагмент одного из произведений Андрея Монастырского (один из основателей группы «Коллективные действия». — Ред.).

А еще мне нравится у Комара и Меламида серия «Ностальгический соцреализм», созданная в начале восьмидесятых. Самой запоминающейся работой серии была картина «Сталин и музы».

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:

Будете в Метрополитен-музее — уделите внимание работам «Мишень» и «Флаг» Джаспера Джонса. На эти работы не только интересно смотреть, но и пытаться их понять. При приближении и более детальном осмотре у тебя есть возможность подумать о чем-то более глубоком. Картины Джексона Поллока каждый раз видишь по-новому.

У меня много любимых произведений, невозможно выделить что-то одно — это во многом зависит и от настроения.

Катя Бочавар, архитектор выставки Lexus Hybrid Art в «Манеже»:

Я обнаружила, что, будучи одновременно и куратором, и художником, я не могу разделить эти две ипостаси. Поэтому я вспоминаю, как на меня повлияла работа куратора Массимилиано Джони, курировавшего основную выставку на Венецианской биеннале в этом году. Когда я смотрела ее, у меня буквально слезы на глаза наворачивались: я увидела тот подход, который и я исповедую — целая выставка являлась единым высказыванием, и это высказывание четко прослеживалось от ее начала до конца и проникало в каждое произведение.

Разумеется, мне очень сложно говорить о любимых произведениях современного искусства. Поэтому, сужая рамки своего выбора до наиболее свежего и актуального, я остановлюсь на перформансе Оли Кройтор на «Архстоянии» 2013 года (художница несколько часов лежала обнаженной в углублении в земле, накрытом стеклом. — Ред.). Перформанс — инновационный вид искусства, который всего каких-то двадцать лет назад вошел, так сказать, в обиход вместе с Мариной Абрамович. Перформансов цельных, зрелищных, вызывающих у публики глубокий интерес, довольно мало. А вот у Оли Кройтор — именно такой. Я не могу сказать, что для меня это произведение современного искусства номер один на «Архстоянии», так как для меня, как я уже сказала, более важна целостность высказывания всей выставки, чем отдельные ее объекты. Но, если бы меня попросили проиллюстрировать искусство перформанса в России одной работой, я бы выбрала то, что сделала Оля Кройтор.

Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод»:

Сильное впечатление произвела инсталляция Ай Вэйвэя, которую он сделал в 2010 году в Tate Modern. Называлась она «Семена подсолнечника» — в Турбинном зале были рассыпаны 100 000 000 семян подсолнечника, раскрашенных вручную! Посетители могли по ним ходить. Мне нравятся работы этого китайского художника — ему хорошо удается сочетать китайскую самобытность, некий символизм, политические послания и обязательно немного юмора.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт музея:

Я вам отвечу, как и почему нельзя иметь любимое произведение. Более того, я считаю, что это вредно. Современное искусство нужно для того, чтобы наши предпочтения постоянно менялись, чтобы мы сами постоянно менялись — в этом его чудо, и для этого оно нам нужно. Произведение искусства — это магическое зеркало, где мы видим сами себя, где мы видим зону нашего ближайшего развития.

Люди, которые любят современное искусство, — это люди, постоянно стремящиеся к саморазвитию. И не бывает среди настоящих любителей современного искусства человека, который любит только «Тюльпаны» Кунса или инсталляции Бойса и больше ничего. Такой человек не может любить современное искусство. Оно открывает нам кругозор, и мы через него открываем себя. Поэтому мы не можем фиксироваться на чем-то одном. Мы можем зафиксироваться на одном мужчине, например, выходя замуж, — по крайней мере, на какое-то время, но на одном произведении не можем. Человек, который всерьез любит искусство, никогда не назовет одно произведение. Он может назвать несколько самых любимых произведений, и то только на данный момент.

Комментировать Всего 3 комментария
Восьмой должен быть Остап. Такой же куратор.

Эту реплику поддерживают: Ирина Столярова

Да уж! Выбор не богат! Если только перфоманс Кройтон!

Иосиф дорогой! Ты считаешь, что это лучшие работы Комара и Меламида?