Современное искусство нельзя ненавидеть, от него разве что можно держаться в стороне. Оно открыто переменам и абсолютно чуждо снобизму! Я просто не верю в то, что люди ненавидят его.

На вопрос об отношении к современному искусству ответ прост: есть «люди» и есть «другие люди». Множество людей живет стереотипами, а большинство и вовсе отказывается думать; многие настроены патерналистски, и, наконец, очень много людей ведут себя просто глупо. Именно такие люди не воспринимают все живое, все изменчивое. К большому счастью, я знаю мало таких людей.

Я общаюсь с людьми совершенно другими. Они настроены на перемены; это не снобы, а люди, открытые к обновлению и перезагрузке. Такие люди стараются жить насыщенно, им мало того, что уже есть, они жаждут изменений.

Я не призываю любить или ненавидеть искусство, одобрять его или осуждать. С ним просто нужно научиться жить. Можно остаться в стороне, но начать относиться к contemporary art как к части бытия и не воспринимать его как что-то страшное и непривычное. Необходимо воспитать в себе тонкость восприятия, которая позволит каждому человеку воспринимать современное искусство как жизнь. Пришла пора открыться миру, повернуться к нему лицом!

Современное искусство — понятие необъятное. Туда может включаться передовая архитектура, передовое слово, передовая музыка. Все, что не принимается традиционными школами, волей-неволей оказывается современным искусством. Оно объемлет все, что развивается, все, что понимает законы жизни. Оно никогда не будет символизировать что-то остановившееся, не будет олицетворять канонизацию, оно всегда будет готовить нас к будущему, к новым формам существования в среде.

Современное искусство нравится большинству только тогда, как говорил Пикассо, когда оно входит в нашу жизнь из чашек, тарелок и других предметов бытового дизайна. Все любят современные дома и современную архитектуру, но 100 лет назад все плевались в Малевича и картины импрессионистов.

Есть враги современного искусства, как есть маньяки и извращенцы. Современная пресса ежедневно расходится миллионными тиражами с публикациями о вреде современного искусства. Те, кто это пишет, — необразованные люди. Воспринимать современное искусство как катализатор перемен довольно сложно, но ведь обучение — это тоже непросто. Тут возникает парадокс, потому что на самом деле ничего особенно сложного в этом нет. Важно лишь, чтобы человек был не туп, не ленив и не консервативен.