Никто не хочет помочь России, все хотят помочь Физтеху
Бывший сантехник из Бронкса, а ныне один из мировой топ-дюжины физиков-теоретиков Леонард Сасскинд начинает свою книгу «Битва при черной дыре» с рассказа о некоем Джеке Розенберге. Неприлично разбогатевший создатель системы «мотивационных тренингов» имел в жизни слабость: любил окружать себя умными людьми и слушать их разговоры о непостижимых материях современной теоретической физики. Именно в его калифорнийском доме состоялся разговор автора книги со Стивеном Хокингом, открывший новую страницу в истории квантовой механики. Если бы не Розенберг, все могло бы пойти иначе. Так человек, не имевший к науке ни малейшего отношения (если не считать полушарлатанской психологии, на ниве которой Розенберг сколотил состояние), вписал свое имя в ее историю — по крайней мере, в ту ее часть, что изложена Сасскиндом в его книжке.
Сантехник становится светилом физики, богатый меценат оказывается в эпицентре сюжета об энтропии черных дыр — история науки полна подобных примеров вертикальной и горизонтальной мобильности. Осмелимся предположить, что в обоих случаях двигатель процесса — любовь к науке. И этот пример доказывает, что значительный вклад в науку можно внести, даже ею не занимаясь — просто уделяя долю своего свободного времени (ну и денег, конечно) той области деятельности, где, возможно, ваши усилия не пропадут даром.
Возможно, именно так и обстоят дела с Юрием Алашеевым. Юрий Алашеев основал компанию по переработке и дистрибуции замороженной рыбы. Кроме того, Юрий Алашеев — один из основателей «Физтех-союза», организации выпускников Московского физико-технического института, имеющей целью помогать родному институту закладывать основы развития отечественной физики. Мою гипотезу о том, что нашим героем двигал своего рода комплекс вины перед физикой, которой он мог бы посвятить свою жизнь, да так и не посвятил, Юрий Алашеев отклонил, почти не задумываясь.
— Нет, это не чувство вины. Тоски по науке я никогда не чувствовал. Я занялся бизнесом сразу после окончания Физтеха, начинал свое дело с нуля, ставил себе «короткие» задачи, и мне было интересно добиться результата. За почти 16 лет мы вывели компанию в лидеры. Какая тут вина? Просто когда вокруг или тем более рядом происходит что-то, где может быть полезен твой опыт, твои умения, знания, хочется помочь, это интересно и это правильно. Есть такое мнение, что в Америке много благотворительности, а в России не хотят этим заниматься. Это не так. Просто благотворительностью свойственно заниматься людям, которым сорок, пятьдесят лет или больше. И это понятно. Когда твоему собственному бизнесу пять лет от роду, ты в него полностью погружен и стараешься минимально отвлекаться. А через 20-30 лет все устаканивается, освобождается время, эмоциональные силы. Но при этом еще хочется созидать далее. Потому очень важен следующий этап, который состоит в том, чтобы этот порыв созидать как-то институционализировать. Требуются такие организации, как «Физтех-союз», волонтерские или благотворительные (даже в большей степени волонтерские), которые позволяют заниматься этой деятельностью.
СПочему вы занялись именно «Физтехом»?
Социальным предпринимательством лучше заниматься, не отходя от кассы — тем, что ближе, и там, где ближе. Во-первых, я сам физтех. Во-вторых, я живу рядом с Физтехом. Хотя началось все с того, что мы с женой выбирали школу для детей, и оказалось, что лучшая школа тоже поблизости — это Физтех-лицей города Долгопрудного. Я пришел к директору и говорю: «Давайте сделаем супершколу, пусть дети не только получают знания, но и учатся принимать решения, работать в команде». А он говорит: «О, у меня уже такой чокнутый есть». Так я познакомился с Андреем Иващенко. Вместе мы разработали программу «Лицей-вуз-инноватор», по которой теперь занимается школа, создали «Фонд развития Физтех-лицея», привлекли неравнодушных и активных родителей и вместе с руководством школы реализуем различные проекты по ее совершенствованию. А чуть позже вместе с Андреем и Сергеем Белоусовым, тоже выпускником МФТИ, мы организовали «Физтех-союз» для помощи Физтеху.
СИ каковы результаты этой деятельности?
У Физтеха сейчас очень интересный и непростой период. Много задач. Ведется активная работа по развитию научно-исследовательской базы, по реорганизации системы управления, определена большая цель — попасть в топ-100 международных рейтингов. «Физтех-союз» принимает непосредственное участие в решении всех стратегических задач. По каждому направлению, где нужна помощь, мы привлекаем выпускника, успешного в этой области. Например, Андрей Иващенко занимается биотехнологиями, у него одна из самых успешных в России биотехкомпаний ЦВТ «ХимРар». Он организовал биофармкластер «Северный» и способствовал тому, чтобы МФТИ был включен в программу Минторга по развитию кадров, в результате чего сейчас в университете строится новое здание. Или Сергей Белоусов http://ru.wikipedia.org/wiki/Белоусов,_Сергей_Михайлович, он отвечает за IT-направление, развитие информационных технологий. То, что он может сделать головой и руками, — это намного значительнее, чем просто дать денег.
Наша задача — объединить максимальное количество выпускников, чтобы способствовать развитию Физтеха. При этом каждый из нас руководствуется тремя принципами. Первый: мы собираем людей, которые чувствуют себя в ответе за то, что происходит. Второй: нам нужны те, кто хочет и готов отдавать, а не получать. Третий: «Мы — врачи, а не палачи», ищем, что можно сделать хорошего, а не найти, кто виноват.
СВы не любите искать виноватых?
Нет. Это просто переформулированный другими словами принцип «Больше отдавать, чем получать». Те, кого мы привлекаем, вряд ли участвуют в протестном движении на Болотной площади.
СВы понимаете и оправдываете логику того, что сейчас происходит в стране?
«Оправдываете» — это такое слово, которое подразумевает, что они чем-то виноваты.
ССвоего рода «теория малых дел»?
Я бы не сказал, что это малые дела. Если нам удастся реализовать программу «Физтех-XXI»... Люди, которых мы собрали, на большие дела рассчитывают.
СА вот, например, новый закон об НКО вам не мешает?
Что касается НКО, у нас среди учредителей есть иностранные граждане. Например, Сергей Белоусов, мой однокурсник. Я не думаю, что это сделает нас иностранным агентом. Можно было бы его не записывать, записать его партнера Илью Зубарева, то есть как-то обойти закон. Но мы действуем в лоб, на голубом глазу. Это же на самом деле в интересах страны...
СТо есть вы считаете, что суд будет смотреть не на закон, а «в интересах страны» вы работаете или против?
Если будет сочтено, что мы занимаемся политической деятельностью, значит, зарегистрируемся. Я искренне считаю, что это не вызовет никаких проблем. Я не то чтобы оправдываю власть — я считаю, что ее действия адекватны.
СУдивительно, как вас не раздражает, что в таком невинном, в сущности, деле в принципе могут возникать юридические сложности.
Есть такая шутка: «Как вы расслабляетесь? — А я не напрягаюсь». «Как вы не разочаровываетесь? — А я не очаровываюсь». «Физтех-союз» дает возможность сделать что-то хорошее, и это приятно. Кроме того, это приятное общение. Когда начинаешь заниматься социальным предпринимательством, видишь вокруг очень много хороших людей. Человек ведь может разными сторонами поворачиваться. Вот вокруг этой деятельности люди поворачиваются друг к другу своими лучшими сторонами.
Знаете, если все вокруг катаются на лыжах, ты, возможно, находишься на горнолыжном курорте. Если все вокруг воруют — откаты, распилы, — скорее всего, ты вор, член воровской шайки. А если ты пришел в место, где все стараются помочь школе, там, скорее всего, много хороших людей.
СВы всецело связываете судьбу свою и своих детей с судьбой нынешней экономической модели в России?
Усложнили вы опять. Если уберете слова «экономическая модель», то да. Я никогда не рассматривал эмиграцию как вариант. Это вообще не «план Б».
Мой дед был седьмым ребенком в дворянской семье, его отец и брат погибли в 1918-м, мать погибла от голода в 1924-м. Он остался без отца в 9 лет, без матери в 15. Вот если задуматься о такой ситуации, когда придут тебя убивать... но это уже не «экономическая модель».
Я не вступал ни в какие партии никогда и не планирую. Я одно время был членом экспертного совета Агентства стратегических инициатив. Два года назад был объявлен общенациональный конкурс. Я расслышал призыв премьер-министра, будущего президента, таким образом: «Где-то, наверное, есть у меня в королевстве люди, которые могут и хотят сделать что-то хорошее для страны. Пришлите ваши предложения». И я в такой ситуации считал себя обязанным ответить. Мы отправили заявку и выиграли. Так я в первый раз попал в Белый дом.
Но потом у меня не получилось с ними сотрудничать: то ли среда сложная, то ли у меня не хватило времени.
Грубо говоря, хорошо бы было так: «Я русский, ты русский, давай помогать России!» — и все побежали помогать. Но это не так на сегодняшний день. Демшиза, как вы выражаетесь, и другие разные, кого только нет. А с Физтехом именно так и получается: «Ты физтех, я физтех, давай помогать Физтеху!» — «Давай!» В этом смысле попытка объединиться вокруг Белого дома — это слишком сложно, там слишком сложная среда. Кто во что горазд, кто начинает коммунистов клясть, кто демократов: срез общества.
СА Физтех не срез общества?
«Ты физтех, я физтех, давай помогать Физтеху».
СУдачно как все в Физтехе.
Мы можем сравнительно небольшими усилиями сделать многое. У нас пять человек из списка Forbes, нобелевский лауреат, и это все в Долгопрудном — добровольно едут, хотят помогать. Это реальность. Политические взгляды могут быть разными, но это не мешает, потому что они в данном случае ни при чем.С