Работы американского стрит-фотографа Вивьен Майер были обнародованы лишь за два года до смерти автора. При жизни об увлечении Майер (ничем не примечательной одинокой женщины, 40 лет проработавшей няней) фотографией не догадывался практически никто из ее знакомых: о своем хобби она не рассказывала, в качестве потайной фотолаборатории использовала собственную ванную, а затем и вовсе перестала проявлять пленки и негативы. Она складывала их в дальний ящик, а под конец жизни сдала весь архив в хранилище.

Коллекция Майер была случайно обнаружена в 2007 году во время торгов в чикагском аукционном доме — ящики с негативами и пленками достались 26-летнему агенту по недвижимости Джону Малуфу, который сразу же осознал уникальность своей находки и занялся изучением биографии таинственного фотографа-любителя.

Но даже после долгих исследований о жизни Майер мало что известно. Малуфу удалось разузнать лишь, что детство Майер провела в Европе, а вернувшись в 25 лет в родной Нью-Йорк, начала работать няней трех сыновей семьи Генсбургов. В свободное от работы время она брала в руки среднеформатный Rolleiflex, выходила на улицы и фотографировала прохожих. По словам ее бывших воспитанников, Майер любила носить мужские брюки, по убеждениям была социалисткой и феминисткой, отличалась замкнутым характером, но при этом легко находила общий язык с детьми. Своей же семьи у нее никогда не было. В 70-е дети Генсбургов вырастают, Майер теряет работу и прекращает фотографировать.

На открытии выставки «Загадки Вивьен Майер» участникам проекта «Сноб» были представлены 50 черно-белых фотографий с улиц Нью-Йорка и Чикаго 50–60-х годов. В первую очередь, это портреты городских обывателей: уставший трактирщик, наблюдающий за жизнью города из окна пустого кафе, играющие на тротуарах дети, влюбленные пары на вечерней прогулке, туристы, бездомные инвалиды, бросающие грустные взгляды на прохожих. Это и документальные кадры курьезных происшествий — например, драки в канун Рождества, и снимки отдельных объектов, найденные Майер во время длительных прогулок по городу (прожженный бархатный стул, брошенный посередине тротуара, или свалка деревянных коробок). «От этих кадров исходит аромат жизни, — делится с нами своими впечатлениями Татьяна Фон-Варденбург, владелица Frida Fine Art Gallery. — Это натуральные эмоции, интересные факты. Очевидно, Майер любила подглядывать за людьми».

Наталья Киселева охвачена ностальгией, проходя мимо фотографий с изображениями Нью-Йорка 50-х: «С этим городом меня связывает множество личных историй. Нью-Йорк был прекрасен и в 2000-х, когда я там жила три года, и в 50-х, и сейчас. Я узнаю эти улицы и дома, которые снимала Майер. Сегодня это очень красивые модные места. Я их хорошо знаю. Удивительно, что все эти фотографии сняты с первого дубля. Это в самом деле творчество без мусора — без десятка дублей, без предварительного просмотра, без фотошопа. Точное попадание в оригинал».

Особой популярностью у посетителей выставки пользовался автопортрет 1960 года, снятый Майер в отражении зеркала «рыбий глаз» в книжном магазине. Гости смеялись, что сегодня подобный снимок есть в «Инстаграме» у каждого второго подростка.