Вадим Рутковский: Венеция пошла по дороге: итоги 70-го кинофестиваля
Один из лучших фильмов Венеции-70 показали вне конкурса. Это «Валенса. Человек надежды», биография лидера польской «Солидарности», которая непременно должна пополнить список лучших кинобиографий оппозиционеров. Автор — весьма пожилой уже классик Анджей Вайда — снимает исторический фильм как рок-концерт, используя в саундтреке аутентичные польские зонги протеста. Достоверность изображения так велика, что позволяет органично вмонтировать в новую картину кадры «Человека из железа» (1981), в которых Кристина Янда и Ежи Радзивиллович раздают в электричке нелегальные газеты — и одним из читателей оказывается Валенса. Он здесь не святой, не вождь с плаката и не историческая личность, но именно что человек, и выдавливающий из себя раба, и склонный, в общем-то, к компромиссам, но слишком умный, чтобы идти на них. Вайду с героем роднит не усмиренная годами ярость в адрес тоталитаризма (о таком переполняющем его внутреннем гневе Валенса в фильме рассказывает легендарной итальянской журналистке Ориане Фаллачи), но режиссер владеет даром принимать жизнь целиком, во всех проявлениях. В картине есть удивительный эпизод, напоминающий о трилогии Михалкова, где великое, смешное, грязное и прекрасное неразъединимы. Менты вяжут Валенсу на улице, с коляской, в которой спит годовалая Магдалена, одна из шести — на тот момент — детей Леха и Дануты. В участке младенец писает на пол, менты суетятся — где найти подобие пеленок? Один тащит полотенце, другой орет: «Ты что, из комнаты для допросов его притащил? Не видишь, все в крови? Принеси из туалета чистое». Унять плач ребенка помогает женщина-полицейский — сама только что родила. А на вопрос отца-арестанта, зачем носит эту жуткую униформу, отвечает: «Муж бросил с тремя детьми, надо как-то жить». Собственно, весь фильм — о противостоянии частной и политической жизни; о выборе между семейным миром и покоем (за который иногда приходится платить подписью на чекистской бумаге) или долей героя, и обожествляемого, и ненавидимого нацией (здесь цена колеблется от разбитого лба до лишения свободы и жизни).