Антон Белов: Должно ли современное искусство быть доступным

Директор Центра современной культуры «Гараж» рассказал «Снобу» о том, сколько должен стоить билет в музей и почему за посещение выставок надо платить

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

Цены на посещение музеев у нас немного ниже, чем в Европе. Но билет в «Манеж», например, стоит 400 рублей, что достаточно дорого. По моим ощущениям, комфортная цена за посещение выставки для большинства — 200-300 рублей. Естественно, мы обязаны думать о пенсионерах, школьниках, студентах, людях с ограниченными возможностями: для них билеты должны быть либо бесплатными, либо с максимально возможной скидкой. Но, с моей точки зрения, делать вход бесплатным для всех нельзя.

Я убежден: то, за что платишь, ценится сильнее того, что достается бесплатно. Российский зритель (а может быть, даже и мировой) пока не готов к бесплатному посещению арт-проектов. Оплата входного билета подразумевает, что человек должен «отработать» потраченные деньги. Само по себе современное искусство не может существовать без некой умственной и волевой работы зрителя, чему способствует покупка билета: человеку тяжело просто так расстаться с деньгами и не попробовать понять увиденное. Задача музея — дать посетителю максимальное количество инструментов для того, чтобы он мог разобраться и после посещения не остался с чувством неудовлетворенности. Понятно, что у людей, не интересующихся современным искусством и попадающих в музей случайно, зачастую так и выходит. Но мне все равно кажется, что сейчас ситуация меняется, и «неподготовленные» зрители стали больше стремиться к пониманию современного искусства. Другой вопрос, что в регионах, как показывает практика, самое эффективное на сегодняшний день — делать первые выставки максимально доступными.

Музеи, безусловно, зарабатывают на продаже билетов, но это не те суммы, которые окупают проекты или позволяют содержать сам музей. В последнее время цены на билеты повышаются, но прибыль, по моим оценкам, составляет не более 20% бюджета.

Во временном павильоне «Гаража» выставочное пространство ограничено, и мы не можем пропускать больше определенного количества посетителей. Поэтому для нас сейчас качественная посещаемость важнее количественной, которой добиваются другие музеи — хотя, конечно, мы делаем такие же льготы, как и все муниципальные и федеральные музеи. У нас есть программа «ARTДруг» (своего рода абонемент, покупающийся заранее и предоставляющий право на бесплатное посещение выставок и закрытых мероприятий в течение года, скидки на посещение кафе и продукцию книжного магазина Центра), которая считается наиболее эффективной для привлечения лояльной аудитории. Музей Tate Modern, к примеру, собирает 13 миллионов фунтов в год на подобной программе. Соответственно, один из возможных путей развития для музеев — внедрение подобной системы: это интересно как посетителям, так и музеям.

Под «качественной аудиторией» я имею в виду тех, кто с определенной регулярностью посещает семинары, лекции, выставки, музыкальные концерты и делает это не просто следуя моде, а вдумчиво и заинтересованно. Еще с советских времен у нас существует понятие «театралы»: из года в год они посещают важные премьеры (а их за сезон не менее 20-30), ходят на спектакли определенных артистов и в любимые театры. Такая же аудитория есть и у выставок современного искусства. Ее ядро составляют люди до 35 лет — те, кто рос уже во времена открывшихся границ, владеет иностранным языком, — у них уже есть инструментарий, способствующий их пониманию современного искусства.

Для популяризации современного искусства необходима осмысленная государственная политика, которая либо поддерживала бы частные музеи, либо создала бы эффективную государственную институцию. Интерес к современной культуре у детей нужно формировать еще со школьной скамьи. Должен появиться музей с постоянной коллекцией, где можно будет проследить и понять историю развития современного искусства. Должны появляться новые имена, проекты, которые становились бы международно значимыми и привлекали бы внимание к происходящему в сфере современного искусства в России.

Теги: Quoris
Комментировать Всего 4 комментария
не может существовать без некой умственной и волевой работы зрителя, чему способствует покупка билета

т.е. если свершиться чудо и государство или какой-н. меценат предложит оплачивать все ваши расходы за бесплатный вход, Вы откажетесь (в заботе о умственной и волевой работе зрителя)? 

"Интерес к современной культуре у детей нужно формировать еще со школьной скамьи" - т.е. это какой-то отдельный от просто культуры интерес? и надо ли в таком случае по отдельности формировать интерес к античному искусству, фламандской живописи, импрессионистам и т.д.?

Але, гараж! Дожно ли доступное искусство быть современным? 

И, наконец, должно ли быть современное доступное - искусством?

Эту реплику поддерживают: Елена Алексеевна Чаплыгина

Ну и текст... прям  глаза сломаешь пока дочитаешь ..... не говоря уже о полном отсутсвии сути. Все кому-то чего-то должнны  и обязаны  и самое главное что все это можно.... 

Такой текст  без   закусочного соленого огурчика  трудно выпить... Тоже наверное современное искусство  в сути своей.

Ну и о правильной публике...  тут все наоборот...  правильная публика  никогда денег за вход не платит... и знает  1000 способов пройти бесплатно. Деньги в искусстве в современном, берутся из субсидий  (  как государственных так и частных)   которые  требуют посещяемость в отчете, а не самоокупаемость.

Я вот  посчитал  что для самоокупаемости  наш Арт-Проект  должен в месяц приносить 10К евро...   После всех вычетов-налогов-расходов  мы на двоих  получим себе  в зарплату по 2300 евро. То есть стоимость билета  будет 100 евро  при 100 посетителях в месяц  ( а больше мы  даже физически не сможем удовлетворить). Пока мы берем по 5 евро.... и то в виде добровольного пожертвования.  Вообщем-то  я вижу возможность  продавать билеты по 100 евро  и принимать  только постоянных клиентов ....  но тут мы вступаем  на скользскую и рискованную тропу  современного маргинального бизнеса.... который  впрочем прекрасно сочетается с  современным искусством.

Эту реплику поддерживают: Елена Алексеевна Чаплыгина

Автора! Не могу поверить, чтобы издатель журнала выдал миру такое корявое интервью?