Екатерина Рябова: Театр жесткий и мягкий: в Петербурге открывается «Балтийский дом»
В Москве современным европейским театром последние десять лет уже никого не удивишь — в столицу его исправно поставляют круглый год и во всех видах, от головоломного авангарда (фестивали NET, «Территория», «Сезон Станиславского») до благодушного мейнстрима (Чеховский). В Петербурге в этом смысле гораздо спокойнее — может быть, потому что оттуда до Европы ближе, и странно отделять себя (будто тыкать пальцем: «о, европейский театр!» — а мы тогда какой?). До последнего времени (см. планы зимнего Додинского фестиваля) это поле в Петербурге возделывал только «Балтдом», который за 20 с лишним лет вырос из регионального театрального смотра в фестиваль европейского уровня. Нынешняя афиша тому подтверждением.
1. Шесть часов обломков Чехова
Программу фестиваля объединили по тэгу «Русские!» — то есть, русская классика в иностранных постановках, русский человек на рандеву. «Русские!» — это спектакль голландского режиссера Иво ван Хове, образец нового (того, что называют «постдраматическим») европейского театра. Взяв две пьесы Чехова — «Платонова» (малоизвестную, нелюбимую самим автором и перенасыщенную, как бульон, из которого выйдут позднее 4 великих пьесы) и «Иванова», — ван Хове переплетает сюжеты, знакомит между собой персонажей и выпускает их на сцену. Вместо надрывных историй о том, как «среда заела» хорошего человека в русской провинции 100 лет назад, получается ироничное повествование о наших современниках — диковатых людях, выживающих на окраине мегаполиса (читай — на обломках цивилизации). Интерпретация, быть может, спорная, но за шесть часов сценического времени точно излечивает зрителей от инерции восприятия классики.
2. Изнасилование прямо на сцене
Тему конфликта цивилизаций продолжает «Бесчестье» — постановка венгерского кинорежиссера Корнеля Мундруцо по роману Джозефа Кутзее. В неожиданном и насильственном разрушении судьбы героев — белых людей в современной Африке — режиссер видит историю о коллективной вине и слепоте воздаяния. Малая сцена, натурализм, нервных просят не смотреть, ищущим — смотреть обязательно.
3. Четыре часа Обломова
Начавшись с двойной встряски, дальше фестиваль берется зрителя беречь. В программе Алвис Херманис — волшебник быта, детали, ассоциаций детства, знакомый по «Долгой жизни» и «Ревизору»; его Новый Рижский театр привозит инсценировку «Обломова», сделанную с любовью к главному персонажу и ко всему земному.
4. По следам Данте
За небесное отвечает театр «Мено Фортас» и Эймунтас Някрошюс с дантовской дилогией («Божественная комедия» и «Рай»). Данте, конечно, не русский классик, но нельзя пропустить шанс увидеть литовский метафорический (так и хочется сказать — метафизический) театр в своем классическом виде, на большой сцене. А рядом, на малой сцене, в черной комнате, будет играть вильнюсский театр ОКТ, где Оскарас Коршуновас поставил горьковскую пьесу «На дне» как спор об истине за длинным столом — без революции, без быта, без страстей: то ли на том свете, то ли — пока еще — в актерской гримерке. Водка, которую пьют герои (и предлагают зрителям), — настоящая.
5. Братья
Кульминацией фестиваля станут «Карамазовы» — премьера гамбургского театра «Талия» в постановке одного из лучших европейских режиссеров Люка Персеваля. Почти 10 лет назад фестиваль Балтийский дом привез его спектакль «Отелло»; в этом сезоне заявлена совместная с «Балтдомом» постановка «Макбета». Чтобы не сглазить, забудьте пока про самую мистическую пьесу Шекспира и отправляйтесь смотреть самую волшебную: Кирилл Серебренников и «Седьмая студия» привозят из Москвы «Сон в летнюю ночь». Фей с крылышками не ждите; ждите опыты в поле высокого напряжения для голоса, тела и света — все, как и полагается в синтетическом «визуальном искусстве», которым и является современный театр.