![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/3D56AE57_B519_4E90_B77C_641FC659D5B6_avatar.jpg)
Екатерина Рябова: Театр жесткий и мягкий: в Петербурге открывается «Балтийский дом»
В Москве современным европейским театром последние десять лет уже никого не удивишь — в столицу его исправно поставляют круглый год и во всех видах, от головоломного авангарда (фестивали NET, «Территория», «Сезон Станиславского») до благодушного мейнстрима (Чеховский). В Петербурге в этом смысле гораздо спокойнее — может быть, потому что оттуда до Европы ближе, и странно отделять себя (будто тыкать пальцем: «о, европейский театр!» — а мы тогда какой?). До последнего времени (см. планы зимнего Додинского фестиваля) это поле в Петербурге возделывал только «Балтдом», который за 20 с лишним лет вырос из регионального театрального смотра в фестиваль европейского уровня. Нынешняя афиша тому подтверждением.
1. Шесть часов обломков Чехова
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/01/1f/011f2f15346851c21491fedf276055c73d8871de1032f33f9db80574a899132a.jpg)
Программу фестиваля объединили по тэгу «Русские!» — то есть, русская классика в иностранных постановках, русский человек на рандеву. «Русские!» — это спектакль голландского режиссера Иво ван Хове, образец нового (того, что называют «постдраматическим») европейского театра. Взяв две пьесы Чехова — «Платонова» (малоизвестную, нелюбимую самим автором и перенасыщенную, как бульон, из которого выйдут позднее 4 великих пьесы) и «Иванова», — ван Хове переплетает сюжеты, знакомит между собой персонажей и выпускает их на сцену. Вместо надрывных историй о том, как «среда заела» хорошего человека в русской провинции 100 лет назад, получается ироничное повествование о наших современниках — диковатых людях, выживающих на окраине мегаполиса (читай — на обломках цивилизации). Интерпретация, быть может, спорная, но за шесть часов сценического времени точно излечивает зрителей от инерции восприятия классики.
2. Изнасилование прямо на сцене
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ca/a7/caa740cbb3afe70297bf3910a1f1b209b7c412412676c0bd400380881b3e0723.jpg)
Тему конфликта цивилизаций продолжает «Бесчестье» — постановка венгерского кинорежиссера Корнеля Мундруцо по роману Джозефа Кутзее. В неожиданном и насильственном разрушении судьбы героев — белых людей в современной Африке — режиссер видит историю о коллективной вине и слепоте воздаяния. Малая сцена, натурализм, нервных просят не смотреть, ищущим — смотреть обязательно.
3. Четыре часа Обломова
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/50/35/50359eafa4e915afa4fb609522556ac6cd73440c180e407d3678cd8a5a292532.jpg)
Начавшись с двойной встряски, дальше фестиваль берется зрителя беречь. В программе Алвис Херманис — волшебник быта, детали, ассоциаций детства, знакомый по «Долгой жизни» и «Ревизору»; его Новый Рижский театр привозит инсценировку «Обломова», сделанную с любовью к главному персонажу и ко всему земному.
4. По следам Данте
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/7f/4d/7f4d00537ef59ea3aa008c4d8b4fc229a905cc8e69fd53f691d4aa53feb2fc24.jpg)
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/11/40/1140b8047e979e6b61ab519b72c940ba280074b6eb15c7543df769d303c80058.jpg)
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/50/64/50646b88644717c81f28b8b8a06f88a157cf63730ae86ab948f4a22bad579463.jpg)
За небесное отвечает театр «Мено Фортас» и Эймунтас Някрошюс с дантовской дилогией («Божественная комедия» и «Рай»). Данте, конечно, не русский классик, но нельзя пропустить шанс увидеть литовский метафорический (так и хочется сказать — метафизический) театр в своем классическом виде, на большой сцене. А рядом, на малой сцене, в черной комнате, будет играть вильнюсский театр ОКТ, где Оскарас Коршуновас поставил горьковскую пьесу «На дне» как спор об истине за длинным столом — без революции, без быта, без страстей: то ли на том свете, то ли — пока еще — в актерской гримерке. Водка, которую пьют герои (и предлагают зрителям), — настоящая.
5. Братья
![Фото: Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/89/30/89300ed97985f1ccd9bbc987d268e09f8485aeae4f323f71868c1769480fbadb.jpg)
Кульминацией фестиваля станут «Карамазовы» — премьера гамбургского театра «Талия» в постановке одного из лучших европейских режиссеров Люка Персеваля. Почти 10 лет назад фестиваль Балтийский дом привез его спектакль «Отелло»; в этом сезоне заявлена совместная с «Балтдомом» постановка «Макбета». Чтобы не сглазить, забудьте пока про самую мистическую пьесу Шекспира и отправляйтесь смотреть самую волшебную: Кирилл Серебренников и «Седьмая студия» привозят из Москвы «Сон в летнюю ночь». Фей с крылышками не ждите; ждите опыты в поле высокого напряжения для голоса, тела и света — все, как и полагается в синтетическом «визуальном искусстве», которым и является современный театр.