Ирина Осипова /

Вся философия в одном кресле. Буйство форм на Moscow Design Week

Осенью Москва превращается в книжку-раскраску. Как будто берешь цветные фломастеры и придаешь ей собственный колорит — встречами, театральными премьерами, современным искусством на продолжающейся биеннале или вот безбашенным творческим полетом мысли на Московской неделе дизайна

+T -
Поделиться:

Главной площадкой фестиваля в этом году стал Центр дизайна и архитектуры Artplay — среди постоянно квартирующих там мастерских, галерей мебели и антикварных каминов и по соседству с Британской высшей школой дизайна выставка выглядит долгожданным домашним праздником. Заглянув туда на полчасика, рискуешь задержаться на несколько дней, плавно перемещаясь из выставочных залов на лекции приглашенных знаменитостей.

Чем нынешняя неделя дизайна отличается от прошлых, так это курсом на творчество. Главная «бомба» — проект Design SuperAntiHeroes, придуманный и собранный итальянцем Грегорио Спини. «В этом году ключевой проект впервые приобрел приставку “анти”, — рассказывает мне основатель недели дизайна Александр Федотов. — Она появилась, потому что, в отличие от предыдущих лет, проект не о звездности участников, а о мастерстве, которое даже для звезд на самом-то деле на первом месте». Грегорио Спини пришел к организаторам с провокационной, в общем-то, для современного дизайнера идеей о том, что последние новации в дизайне случились в 1980-х годах, идеи были настолько мощными, что питают дизайн по сей день, а вещи, созданные в то время, все еще выглядят смело и авангардно. К слову, 80-е вызывают интерес не только у предметных дизайнеров — в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта, сейчас как раз проходит выставка «От моды до подиума», посвященная британскому дизайну тридцатилетней давности с бесформенными футболками Кэтрин Хемнет (в одной из таких она явилась как-то на прием к Тэтчер), до крайности театрализованными костюмами Ли Бауэри и новым шиком Вествуд и Гальяно. В Москве же для иллюстрации тенденций того времени выбрали работы дизайнеров из двух прогрессивных миланских центров — галереи Dilmos и студии Alchimia.

Основанная в 1980 году галерея Dilmos выставляла самые новаторские образцы дизайна своего времени, привлекаясь предметами, которые при всей своей функциональности были наделены философским содержанием и представляли трехмерное выражение глубоких размышлений автора. В том же ключе работали и дизайнеры из открытой архитектором Алессандро Гурьеро четырьмя годами раньше студии Alchimia (Гурьеро, кстати, приезжает в Москву рассказать, как это было), в которой возник девиз «стул — чтобы смотреть, а не сидеть». Большое влияние на философию обоих центров оказал Алессандро Мендини, который мало того что приучил итальянцев смешивать стили, цвета и орнаменты и воспитал не одно поколение последователей в Миланском университете, но в те же незабвенные 80-е руководил прогрессивным дизайнерским журналом Domus, для которого все та же компания из «Алхимии» придумывала революционные по тем временам обложки.

Как там у французов — нет такого предмета, из которого настоящая женщина не сделает шляпку, салат и скандал? На неделе дизайна понимаешь — нет такого материала и такой формы, из которых настоящий дизайнер не сделает стол, кресло или светильник. Стеклянная скамья Рона Гилада — словно ваза на деревянной подставке. Его же зеркала, населенные смешными человечками, которые подлавливают зеркало на крючок, заворачивают края, заглядывая в зазеркалье, сминают и связывают его, словно мягкое одеяло. Или скамейка с пестрым орнаментом Мендини. Или космическое, неописуемой формы серебристо-стальное кресло Андреа Сальветти. В этой же компании в начале своей карьеры подвизался и Маурицио Каттелан, сегодня больше известный как автор провокационных скульптур (чего стоит один только памятник L.O.V.E. в Милане в виде гигантской руки с поднятым средним пальцем), которые есть в любой уважающей себя коллекции современного искусства. Правда, его дизайнерские опыты показывают только в фотоварианте, но посмотреть все равно стоит.

Достойный ответ «антигероям» — экспозиция из Словении Silent Revolutions («революция тихой сапой» — переводят организаторы). «Для нас самих эта экспозиция стала сюрпризом, — комментирует Федоров. — Они привезли порядка двух десятков объектов своих национальных дизайнеров, и оказалось, что эта абсолютно не ассоциирующаяся с дизайном страна производит огромное количество красивой и оригинальной продукции. И опять же это рассказ не про бренды, а про творчество, про мастерство и про людей, которые вложили свой талант в каждое кресло и каждый светильник». Помимо кресла со стереосистемой, самодельного стула из двух планок в виде буквы L с вязаным носком на спинке и прочих бытовых изысков, «не ассоциирующаяся с дизайном страна» запускает совместный проект словенской инжиниринговой компании и Филиппа Старка (он тоже уже в Москве — не пропустите). Вместе они решили упростить строительство домов, сведя постройку к типовым элементам (от крыши до дверной ручки), внешний вид каждого из которых разработала мировая звезда.

Если и после этого у вас еще останутся силы на дальнейший осмотр экспозиции, то стоит, пожалуй, взглянуть на проект американского декоратора и дизайнера Брэда Аскалона, который в духе философии 80-х специально для Московской недели дизайна сделал экспозицию из «тающих» каминных кресел. Вообще-то у «Де-эволюции» есть серьезный политический подтекст — размышление об Америке, которая переживает период политического и морального упадка, но, право слово, визуальный ряд оказывается гораздо интереснее. Высокое кресло как будто оплавляется от одного экземпляра к другому, превращаясь в табурет, что к тому же практично — хорошо сразу иметь выбор форм и размеров.

Ну а отдыхать и делиться впечатлениями пожалуйте к нам, на территорию «Сноба» в зоне Press-Village. Тиковые скамейки, живые цветы, журналы и книги — что еще нужно путнику в долгом дизайн-путешествии!