Новая Зеландия, Австралия, США и ЕС усиливают давление на Россию с требованием принять соглашение о создании антарктических морских заповедников.

Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, которая состоит из представителей 24 стран, к требованиям которых присоединились страны ЕС, уже на следующей неделе проведут встречу с Россией для обсуждения этой проблемы.

Тем не менее Россия утверждает, что запланированные ограничения на рыболовство слишком обременительны для исполнения, даже не смотря на то, что большинство стран поддерживают предложение. На предыдущем официальном саммите, который прошел в Германии в июле, Россия уже второй раз блокировала план по созданию морских заповедников в Антарктике. Москва отказалась признавать за Комиссией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики право определения зон, нуждающихся в защите.

Юрий Дгебуадзе, заместитель директора Института экологии и эволюции им. А.Н. Северцова:

Вряд ли за такой позицией России стоит хозяйственный интерес — скорее, политический. Но когда речь идет о сохранении планеты, надо быть выше этих интересов. Насколько мне известно, наш рыбный промысел по большей части так далеко теперь не базируется. Раньше, в советское время, там шел промысел и ледяной рыбы, и нототении, но сейчас таких объемов промысла нету. А создание заповедников — исключительно важное дело, тем более что в нашей стране морских заповедников практически нет: на всю нашу гигантскую территорию всего один или два, и еще немного акваторий принадлежит сухопутным заповедникам. Исключительно морской водный заповедник есть только на Дальнем Востоке, как я знаю, и в основном он поддерживается силами РАН.

Пока у нас в стране нет отдельного министерства по охране природы, министерство природных ресурсов не сможет решить вопросы о создании природных заповедников, тем более за пределами нашей страны. Но земной шар-то общий, и заповедники надо создавать везде, даже если это не наши территориальные воды. Там уникальное место, очень уязвимое, как все полярные районы. Любой сдвиг при промысле или загрязнении ведет к большим последствиям, мы это знаем по Арктике.