День без автомобиля: члены клуба шли пешком и спускались в метро

Вторник 22 сентября в мире был объявлен Днем без автомобиля. В Москве акция прошла почти незамеченной

Иллюстрация: Игорь Скалецкий
Иллюстрация: Игорь Скалецкий
+T -
Поделиться:

В этом году акция «День без автомобиля» прошла более чем в 1000 городах 35 стран. Ее девиз — «Город как пространство для людей, пространство для жизни». Цель — разгрузить улицы и продемонстрировать преимущества общественного транспорта перед персональным. Организатором акции стал Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Редакция сайта «Сноб» поддержала призыв WWF и предложила членам клуба поучаствовать в акции. В результате выяснилось, что некоторые члены клуба и так регулярно пользуются метро — Сэм Клебанов, Петр Федоров, Микки Махан, Ирен Коммо.

Подробнее

Руководитель российского представительства фонда WWF Игорь Честин рассказал проекту «Сноб», какие цели преследовали организаторы: «Понятно, что одним днем без машин мы ничего существенного не добьемся. Это скорее стимул задуматься, всегда ли оправдано использование автомобиля. Человек нередко едет один в большой тяжелой машине или стоит в пробках, а мог бы гораздо быстрее добраться на метро или пешком». Сам Честин садится за руль раза 3 в неделю — 2 раза в будни и 1 в выходные: «Я еду с тренировки в 10 вечера: и на метро это занимает минут 50, а на машине — 15. В магазин я тоже езжу на машине — чтобы тяжести не тащить», — рассказал Честин.

Несколько членов клуба приняли участие в акции и поделились своими впечатлениями. Николай Канавин по этому случаю спустился в метро впервые за 5 лет. Очередь за билетами стоила автомобильных пробок:

Московская подземка навеяла Канавину воспоминания:

 

На обратном пути Николай поделился впечатлениями о поездке в метро:

 

Александр Винокуров рассказал о том, как решил доехать до работы на автобусе: «Я, как обещал, с утра пошел пешком до автобусной остановки. Километра полтора-два. И, как в студенческие годы, увидел автобус, отходивший прямо из-под носа. Следующий был через час, и поскольку день объявлен днем без автомобиля, а не без мобильного телефона, я решил им воспользоваться и попросить, чтобы меня подвезли. В общем, получилось, что доехал все же на автомобиле. Но я честно старался».

Сэм Клебанов почти каждый день в Москве проводит без автомобиля: его машина стоит далеко, в Швеции. «Личный транспорт — достаточно бессмысленная вещь в этом городе. Я передвигаюсь в основном пешком, на метро или на такси. Сегодня съездил в банк от «Новослободской» до «Китай-города», сейчас сижу в офисе, домой, наверное, пойду пешком. В Москве и так всегда хватает стрессов, так что садиться за руль меня здесь не тянет. А в Швеции, наоборот, я не могу без машины — там с ней жизнь быстрее и мобильнее. Пробки есть, но не такие, как здесь. Однажды я ехал в аэропорт и попал в пробку — в итоге приехал на 7 минут позже».

Не все с энтузиазмом откликнулись на призыв WWF и клуба «Сноб». Некоторые члены клуба отказались от участия в акции. Кто-то собирался, но не смог, кто-то отнесся к этой идее с недоверием. Автодилер Олег Пименов так объяснил свою позицию: «Я скептически отношусь к Дням без автомобиля и телефона. Не лучше ли думать об их правильной утилизации, чем раз поучаствовать в такой акции и сказать: моя совесть чиста перед окружающей средой — я сегодня не сел за руль, а потом тупо 365 дней в году стоять в пробках — это не выход».

Сергей Соловьев считает, что День без автомобиля — глупость. «Кардинального ничего не случится. Неплохо, конечно, — хоть один день поменьше вонять будет. Потом, правда, через 3 дня все опять сядут – и в 3 раза больше навоняют. А вообще, я хотел бы посмотреть на Лужкова в трамвае — вот это была бы акция».

***

История Дней без автомобиля берет свое начало в 1956 году в Голландии и Бельгии. Каждое воскресенье с 25 ноября 1956 по 20 января 1957 года было Днем без автомобиля. На государственном уровне такие дни регулярно и официально стали проходить в Европе и США с конца 90-х годов для борьбы с пробками и загрязнением окружающей среды. Города-участники закрывают для движения некоторые улицы, снижают плату за проезд в общественном транспорте  и призывают горожан задуматься, могут ли они жить без машин.

В этом году мэр Москвы Юрий Лужков выпустил распоряжение, в котором рекомендовал своим подчиненным 22 сентября не пользоваться служебным и личным транспортом. В распоряжении мэра сказано, что акция проводится в целях «снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть». Сам Лужков находился в отъезде и в акции участвовать не смог.

«Участие чиновников в Дне без автомобилей — добровольное, и никаких санкций в отношении тех, кто отказался, не последует», — отметил вице-мэр Петр Бирюков.

22 сентября «Мосгортранс» на один день снизил стоимость проезда в наземном общественном транспорте в два раза — до 10 рублей. Для удобства горожан на маршруты было выведено 350 дополнительных  автобусов, трамваев и троллейбусов.

Проведение акции не отразилось на чистоте московского воздуха. По словам экологов, показания, зафиксированные станциями контроля атмосферы вблизи магистралей, либо превысили средние показатели понедельника (на Кутузовском и Ленинском проспектах), либо остались на прежнем уровне. В течение дня информационный ресурс «Яндекс. Пробки» не опускал планку загруженности магистралей в Москве ниже 5 баллов из 10 возможных.

Игорь Честин прокомментировал это так: «Акция проходит в России только второй год. Так что мы вовсе не ожидали отсутствия пробок. Пока мы оцениваем результаты скорее по заинтересованности горожан. Многие явно настроены позитивнее, чем в прошлом году. В Европе все зародилось еще в 1999 году, так что у нас это только начало».

Комментировать Всего 21 комментарий

Светлана Аджубей Комментарий удален

У меня уже несколько лет такая акция – если езжу, то на метро или городском транспорте. К тому же, я просто очень люблю ходить пешком по моим двум любимым городам – Москве и Лондону.

Очень поддерживаю эту акцию. Но для меня 22 сентября началось примерно месяц назад. Теперь, если место, куда мне надо добраться, находится в пределах Садового кольца, то я хожу пешком. Все из-за проблем с парковкой. Машину использую только на дальние расстояния, на Селигер, например, или в аэропорты.

Я целый день ходила пешком и ездила на метро. Самый длинный отрезок — от дома до метро — минут 25. Было приятно пройтись, но не думаю, что буду делать так всегда, все-таки скоро погода ухудшится. А вот метро для меня не проблема, езжу в нем регулярно. Вчера было очень пусто — ехала к 09.30 с Воробьевых гор.

Я тоже, можно сказать, участвую в этой акции — катаюсь на катамаране в Греции. Да и в Москве бы поддержал. Метро я пользуюсь часто, даже единый есть.

Я вот не смогла поехать не на машине, все-таки живу около Троицка. И моя кара меня настигла — по пути сломалась машина, еле с ней справилась.

Я принял - провел полдня в ГИБДД получая новые номерам на машину.

Я двумя руками за. И точно бы провел этот день без машин, но, к сожалению, оказался не в Москве, а нужно срочно в Москву. Поэтому придется отказаться от участия в акции.

Это хорошая акция, но она имеет смысл только в Европе. Потому что в Европе людям заняться нечем.

Я вообще не сторонник каких бы то ни было акций, я этого не люблю. Но ради детей, защиты природы и «Сноба» я готов целый день обходиться без машины.

Я поддерживаю эту акцию и весь день ходил пешком. Это очень правильно, надеюсь, многие поддержат это.

В «дне без машин» не вижу никакого смысла. Когда Бекмамбетов свой новый фильм рекламировал и сделал акцию «день без мобильного», я его потдержал - написал об этом в жж. Но сам-то я телефоном весь день пользовался. А в этой акции я совсем не вижу смысла. Тем более у меня в этот день была встреча на Бережковской набережной и, учитывая погоду, нужно было быть идиотом, чтобы пойти туда пешком.

Да Антон - конечно все это отдает бредятиной. Можно устроить День Всеобщего Отказа От пИсания. И думать что этим мы оздоровим экологию. А что случится на следующий день после неписания - организаторво кампаний вобщем не волнует. Этим они и дурны.

Я обещал не ездить, но слова не сдержал. Я целый день на машине ездил, а сердце просто из груди выпрыгивало. Мне стыдно! Как разговоры разговаривать – так мы первые, а как до дела доходит – так все глаза в пол.

А у меня довольно часто бывает «день без машины». И вчера я прекрасно провел день, в основном сидел дома, почитал книжечки разные. Впервые прочел Валентина Пикуля — это очень плохой исторический писатель, почитал довольно интересный журнал «Исторический контекст», ну и еще какие-то книжечки почитал. Я выходил два раза — безумные пробки. Слышал, что это связано с тем, что все решили, что из-за «дня без машин» на дорогах будет свободно, поэтому все и поехали, то есть стало хуже.Я бы сделал акцию «Год без машин» или даже «Жизнь без машин». Я ограничил бы въезд для машин в центр. Так делают во многих крупных городах Европы. Единственная проблема — у нас поганые условия, хуже, чем в большинстве самых известных европейских мегаполисов. Но можно сделать въезд в центр города очень дорогим для всех, кроме людей, которые здесь прописаны, или кроме мам с детьми... В общем, как-то это решается. Есть институт урбанистики в Европе — надо им заказать и сделать. И пустить нормальный общественный транспорт.

Митя, а зачем и почему вдруг ты читал Пикуля???

в москве это возможно только внутри садового кольца и не за счет пользования общ. транспортом, а за счетсвоих двоих. Метро в час пик - застрелиться. Автобусом и маршруткой пользуюсь - именно, чтоб не лезть в метро. Но удовольствие трудно получить. грязные, тарахтят, тормозят так, что летишь башкой в стекло

А я езжу себе на велосипеде - кроме тех дней, когда моя очередь вести детей в школу. Все думают, что в Москве страшно ездить, но так как на пути моего следования машины обычно стоят в глухих пробках, мне кажется, я не сильно рискую. Свидетельствую: вчера машины стояли так же, как всегда.

Очередная попытка сделать нашу жизнь чуть более неудобной. Мало того, что акция сама по себе имеет неверный посыл, так этот посыл был еще из рук вон плохо распиарен. Я бы еще понял, если пара сотен тысяч автолюбителей не выехали бы на дороги – хоть PR-эффект получился бы: все бы в этот день немножко подумали об экологических проблемах. А эффекта не было, потому что людей плохо оповестили. 

А посыл неверен, потому что апеллировать надо не к человеку, которому удобно ездить на машине, а к производителям пердячих российских автомобилей, которые портят воздух, к производителям экологически вредного топлива, вообще к производителям всяких гадостей.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

вот я тоже на это обратил внимание. я вот устроил свою жизнь так. что с удовольствием пользуюсь им. Раз в 2-3 недели. А так хожу пешком. На машине езжу только на выходных. Когда машин мало

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

А вот подписчик Аркадий Сохолуцкий очень убедительно пишет о том, почему он бойкотировал "День без машин" у себя в Брюсселе: http://www.snob.ru/profile/blog/6841/6760

А я, когда был помоложе и "безлошадный", очень много ходил пешком: я не любил спускаться под землю или садиться на какой-нить наземный омнибус. Позже, обзаведясь авто, я как-то это подзабыл. Но вот лет пять назад, надышавшись "по полной" в каждодневных пробках, я для себя решил, что того объема СО и свинца, что я уже схавал, вполне достаточно на всю оставшуюся жизнь, и опять "пересел" на своих-двоих. С тех пор я девять месяцев в году не сажусь за руль в Москве. И только летом, переезжая на дачу, я вновь становлюсь водителем. Интересно, что, начав опять перемещаться по городу преимущественно пешком, я вновь вспомнил свое ощущение молодых лет - а, ведь, не все так далеко, как это кажется, когда ты едешь на каком-нибудь транспорте. Конечно, к примеру, добежать от Бауманской до Сокола трудновато, но тогда можно и в метро нырнуть. Так что, я автоматически поддержал эту акцию, хотя и считаю ее бессмысленной затеей, во всяком случае, в наших палестинах.