В этом году акция «День без автомобиля» прошла более чем в 1000 городах 35 стран. Ее девиз — «Город как пространство для людей, пространство для жизни». Цель — разгрузить улицы и продемонстрировать преимущества общественного транспорта перед персональным. Организатором акции стал Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Редакция сайта «Сноб» поддержала призыв WWF и предложила членам клуба поучаствовать в акции. В результате выяснилось, что некоторые члены клуба и так регулярно пользуются метро — Сэм Клебанов, Петр Федоров, Микки Махан, Ирен Коммо.

Руководитель российского представительства фонда WWF Игорь Честин рассказал проекту «Сноб», какие цели преследовали организаторы: «Понятно, что одним днем без машин мы ничего существенного не добьемся. Это скорее стимул задуматься, всегда ли оправдано использование автомобиля. Человек нередко едет один в большой тяжелой машине или стоит в пробках, а мог бы гораздо быстрее добраться на метро или пешком». Сам Честин садится за руль раза 3 в неделю — 2 раза в будни и 1 в выходные: «Я еду с тренировки в 10 вечера: и на метро это занимает минут 50, а на машине — 15. В магазин я тоже езжу на машине — чтобы тяжести не тащить», — рассказал Честин.

Несколько членов клуба приняли участие в акции и поделились своими впечатлениями. Николай Канавин по этому случаю спустился в метро впервые за 5 лет. Очередь за билетами стоила автомобильных пробок:

Московская подземка навеяла Канавину воспоминания:

 

На обратном пути Николай поделился впечатлениями о поездке в метро:

 

Александр Винокуров рассказал о том, как решил доехать до работы на автобусе: «Я, как обещал, с утра пошел пешком до автобусной остановки. Километра полтора-два. И, как в студенческие годы, увидел автобус, отходивший прямо из-под носа. Следующий был через час, и поскольку день объявлен днем без автомобиля, а не без мобильного телефона, я решил им воспользоваться и попросить, чтобы меня подвезли. В общем, получилось, что доехал все же на автомобиле. Но я честно старался».

Сэм Клебанов почти каждый день в Москве проводит без автомобиля: его машина стоит далеко, в Швеции. «Личный транспорт — достаточно бессмысленная вещь в этом городе. Я передвигаюсь в основном пешком, на метро или на такси. Сегодня съездил в банк от «Новослободской» до «Китай-города», сейчас сижу в офисе, домой, наверное, пойду пешком. В Москве и так всегда хватает стрессов, так что садиться за руль меня здесь не тянет. А в Швеции, наоборот, я не могу без машины — там с ней жизнь быстрее и мобильнее. Пробки есть, но не такие, как здесь. Однажды я ехал в аэропорт и попал в пробку — в итоге приехал на 7 минут позже».

Не все с энтузиазмом откликнулись на призыв WWF и клуба «Сноб». Некоторые члены клуба отказались от участия в акции. Кто-то собирался, но не смог, кто-то отнесся к этой идее с недоверием. Автодилер Олег Пименов так объяснил свою позицию: «Я скептически отношусь к Дням без автомобиля и телефона. Не лучше ли думать об их правильной утилизации, чем раз поучаствовать в такой акции и сказать: моя совесть чиста перед окружающей средой — я сегодня не сел за руль, а потом тупо 365 дней в году стоять в пробках — это не выход».

Сергей Соловьев считает, что День без автомобиля — глупость. «Кардинального ничего не случится. Неплохо, конечно, — хоть один день поменьше вонять будет. Потом, правда, через 3 дня все опять сядут – и в 3 раза больше навоняют. А вообще, я хотел бы посмотреть на Лужкова в трамвае — вот это была бы акция».

***

История Дней без автомобиля берет свое начало в 1956 году в Голландии и Бельгии. Каждое воскресенье с 25 ноября 1956 по 20 января 1957 года было Днем без автомобиля. На государственном уровне такие дни регулярно и официально стали проходить в Европе и США с конца 90-х годов для борьбы с пробками и загрязнением окружающей среды. Города-участники закрывают для движения некоторые улицы, снижают плату за проезд в общественном транспорте  и призывают горожан задуматься, могут ли они жить без машин.

В этом году мэр Москвы Юрий Лужков выпустил распоряжение, в котором рекомендовал своим подчиненным 22 сентября не пользоваться служебным и личным транспортом. В распоряжении мэра сказано, что акция проводится в целях «снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть». Сам Лужков находился в отъезде и в акции участвовать не смог.

«Участие чиновников в Дне без автомобилей — добровольное, и никаких санкций в отношении тех, кто отказался, не последует», — отметил вице-мэр Петр Бирюков.

22 сентября «Мосгортранс» на один день снизил стоимость проезда в наземном общественном транспорте в два раза — до 10 рублей. Для удобства горожан на маршруты было выведено 350 дополнительных  автобусов, трамваев и троллейбусов.

Проведение акции не отразилось на чистоте московского воздуха. По словам экологов, показания, зафиксированные станциями контроля атмосферы вблизи магистралей, либо превысили средние показатели понедельника (на Кутузовском и Ленинском проспектах), либо остались на прежнем уровне. В течение дня информационный ресурс «Яндекс. Пробки» не опускал планку загруженности магистралей в Москве ниже 5 баллов из 10 возможных.

Игорь Честин прокомментировал это так: «Акция проходит в России только второй год. Так что мы вовсе не ожидали отсутствия пробок. Пока мы оцениваем результаты скорее по заинтересованности горожан. Многие явно настроены позитивнее, чем в прошлом году. В Европе все зародилось еще в 1999 году, так что у нас это только начало».