Маршрутные такси необходимы в Москве только на отдельных участках дорог. Об этом заявил мэр города Сергей Собянин в интервью «Независимой газете», опубликованном в понедельник. «Маршрутки могут вписаться на локальных участках, там, где невыгодно пускать большие автобусы. И наоборот, там, где более эффективны автобусы большой вместимости, будут ходить именно они. Но чтобы на одном маршруте работали и крупногабаритные автобусы, и поменьше, и маршрутки, и все это было перемешано на одной дороге — такого быть не должно», — сказал он.

Собянин отметил, что в новую систему городского наземного транспорта будет включен не только ГУП «Мосгортранс», но и частные перевозчики.

Мэр Москвы также рассказал, что в будущем будут отменены дублирующие маршруты, которые поставили разные транспортные компании. Перевозчики, по его словам, должны нести ответственность за график движения и обеспечение комфорта пассажиров.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

Если честно, то высказывания Собянина я не слышал, но по существу могу вот что сказать. Возьмем любую московскую магистраль: мы увидим картину, совершенно немыслимую ни в одном городе мира, разве что кроме Африки. У нас на магистралях, улицах, проспектах и шоссе работают «сельди, баранки, гвозди»: идут стандартные автобусы большой вместимости по расписанию и там же работают маршрутки. Это полностью противоречит логике государственной транспортной системы больших городов. Вопрос не в форме собственности — чьи это автобусы — «Мосгортранса» или частных предприятий. У нас никого это не интересует. В крупных городах мира есть централизованное транспортное планирование. Город говорит: «У нас есть такая-то маршрутная система, есть такая-то стратификация маршрутов (обычно стратфикация самая простая, магистральные и подвозящие маршруты). Естественно, на магистральные маршруты мы готовы приглашать перевозчиков с транспортными средствами такой-то вместимости, способных участвовать в городской системе управления посредством соответствующего бортового оборудования». Бортовое оборудование нужно для пассажиров. В городах Германии и Голландии на остановках стоит табло, на котором указано точное время прибытия того или иного автобуса, потому что информация идет онлайн. Если нет таких автобусов с бортовым оборудованием, там делают маршруты подвозящего типа, там ходит что-то вроде нашего маршрутного такси. На подвозящих маршрутах это терпимо, на магистральных — нет.

Эта новость восходит не к Собянину, а к Блезу Паскалю. В 1662 году он направил в мэрию Парижа рациональное предложение: организовать в городе движение регулярных пассажирских карет по заранее объявленным маршрутам и расписанию. Причем извозчик должен отправиться по своему маршруту вовремя, даже если в карете нет ни одного пассажира. В формуле Паскаля лошади не упоминались. Там была идея общедоступных пассажирских карет, то есть это формула универсальная. А наши маршрутки этого не выполняют, они работают по наполнению, а в большом городе такого быть не может.