Основной инстинкт
Риад Dar Kawa затерялся в самом сердце медины, в лабиринте базаров, где-то между Площадью специй и медресе Aли-бен-Юсеф. Вокруг здесь все подлинное: узкие улочки, зажатые между розовыми глинобитными стенами, общественные бани, ослики, везущие повозки с мятой и апельсинами, развешанные в лавках берберские ковры, разноцветные горы специй, черное оливковое мыло, стаи кошек и резные кедровые двери с железными молотками «рука Фатимы»…
Трехэтажный дом начала XVII века с патио и террасой на крыше достался Валери дешево, но в плачевном состоянии. Одна из стен Dar Kawa осыпалась прямо на глазах у новой хозяйки. Это было в 1999 году. Тогда Валери привлекла к работе бельгийского архитектора Квентина Вильбо, педанта и большого знатока медины. Здание пришлось долго расчищать от следов позднейших наслоений и перестроек. А потом еще долго объяснять Вильбо, почему не хочется жить в доме-музее. Валери тогда с успехом применила свой излюбленный метод: отобрала лучшее, что может предложить данный регион, сокровища в виде материалов и технологий, прошедших многовековую проверку, слегка покрутила их в руках, сдула пыль веков и получила совершенно новый продукт – комфортное жилье для современного человека. После реконструкции Dar Kawa превратился в нетипичное для Марракеша белоснежное пространство, разбавленное приглушенным серым цветом. Больше всего дом походил на прохладный, наполненный мягким светом колодец. Чего еще можно желать после пятидесятиградусной уличной жары!
Потом Валери сто раз меняла здесь обстановку, потому что каждая ее новая коллекция текстиля и аксессуаров проходила апробацию в Dar Kawa.
А пару лет назад в доме снова возобновились работы. В Марокко вещи быстро изнашиваются. Всему виной песок, налетающий порой из пустыни, да пыль. Нужно постоянно что-то ремонтировать, что-то подкрашивать. Это плановое обновление и стало для Валери поводом, чтобы снова все изменить.
Материалы, как всегда, использовались простые, но высокого качества: кедр для всех столярных изделий, цементная плитка для пола и похожий на полированный бетон таделакт. Нейтральные цвета не отвлекают внимание от прекрасной архитектуры дома: его чистые и ясные пропорции остались на виду. «Комфорт был моим главным приоритетом, когда я проектировала интерьеры, – говорит Валери. – Я выбрала удобные кровати и, конечно, «домашнее» постельное белье. Декоративные элементы очень просты, но соответствуют жизни в Марокко. Кровати и диваны разбросаны по всему дому, потому что горизонтальное положение здесь хочется принимать в течение всего дня... Вообще, мне очень нравится марокканский стиль жизни. Его простота абсолютно очаровательна. Что может быть лучше аромата апельсиновых деревьев и жасмина, когда вы входите в дом?! А вечером мне нравится наблюдать, как фонари бросают причудливые тени на стены».
Свой творческий метод Валери описывает так: «Я никогда не была прилежной ученицей. Да, у себя на родине, в Бельгии, я прошла курс дизайна интерьера в школе искусств St. Lukas и успела пережить увлечение фотографией, побывать моделью и декоратором на фэшн-показах, но единственной моей истинной страстью были путешествия. Поэтому я всегда держала чемоданы наготове, чтобы с легким сердцем бросить свои штудии ради очередной трехмесячной поездки по Италии со всеми чудесами Рима, Венеции и Тосканы. Или ради Индии, Испании, Марокко. Чем дальше, тем лучше. Через путешествия я узнавала мир: языки, культуру и традиции, а главное, держала свои глаза широко открытыми, чтобы потом все эти знания могли вылиться во что-то более определенное. Настоящей моей школой была жизнь. Я всегда действовала интуитивно, просто следовала за своими инстинктами в моде, интерьере, фотографии, предметном дизайне. Всюду».