Витю Служкина (Константин Хабенский), любителя сказок Пушкина и едких афоризмов, периодически выгоняют то с одной, то с другой работы. Лишившись должности заведующего методической библиотекой судостроительной отрасли, Витя решает устроиться учителем биологии в одну пермскую школу. Вот только биологами школа укомплектована, а географа нет, поэтому директор школы, которого завуч по-новомодному называет эффективным менеджером, принимает «эффективное» решение: Витя получает-таки должность, хоть и не по специальности. Постоянно орущая жена его на дух не переносит, и Витя уже сам мечтает пристроить ее в добрые руки. А сам он не переносит своих учеников, которые пытаются ставить на нем опыты, и отвечает им рукоприкладством. Понимая, что в школьных стенах чужаку сложно стать авторитетом, Витя Служкин отправляется с десятиклассниками в довольно рискованный поход.

Американский фильм о том, как трудных детей ведет в поход трудный взрослый, обычно похож на патриотическую строевую песню. Кстати, по словам режиссера Александра Велединского, в Нью-Йорке фильм «Географ глобус пропил» принимали как комедию. Однако картина получилась этакой надрывной блатной поэмой о любви, тем более что одна из семейных драм разыгрывается под «Владимирский централ» из магнитофона. Мальчики же, которые на плоту сплавляют тело пьяного препода, а до этого резались с ним в карты на уроке и выламывали дверь в класс, — это всего лишь динамическая часть пейзажа края света, каким видится на экране Пермь. Хабенский сам мимикрирует под пейзажи: складки на его лице и одежде придают ему сходство с плывущими на заднем плане сизыми горами, а порой даже с замерзшим дерьмом мамонта, найденным школьниками в походе. Зрители увидели другого Константина Хабенского, без поднадоевшего многим мачизма, который он демонстрировал в коммерческом кино. Витя Служкин откровенно асексуален, таким и должен быть герой, которого окружающие женщины тащат в постель даже не из тяги к разнообразию, но от грусти и злости, в то время как он так или иначе любит их всех.

Во время дискуссии, посвященной фильму, Ирина Хакамада поинтересовалась, придерживается ли Велединский той традиции русской литературы, по которой статус героя нашего времени обычно у абсолютного лузера с точки зрения западной. Режиссер ответил: «Успешные герои появятся после того, как у нас кардинально что-то изменится». Он назвал Витю Служкина не героем нашего времени, но героем нашего безвременья.

Фильм снят по одноименному роману пермского писателя Алексея Иванова, но действие в кино перенесено из девяностых в наши дни, и, по мнению режиссера, Служкин есть всегда и он есть во всех нас. Говоря о характере персонажа, Велединский отметил: «Географа таким сделал не я, это Леша Иванов его таким написал, и его бесит, когда его героя, равно как и героя фильма, называют “маленьким человеком”. Алексей сравнивает его с князем Мышкиным. В “Идиоте” есть оксюморон “Лев Мышкин”, а в “Географе…” Виктор (победитель) Служкин, обслужкин. Потому что он всех обслуживает своей любовью».

После рассказа о том, как фильм возили на показ в Старый и Новый Свет, а также в Азию, прозвучал вопрос о том, как публика его воспринимает. «Реакция на фильм аудитории меня радует: мы попали в какой-то нерв, — ответил Велединский. — Многим надоела чернуха и стрелялки, всем хочется посмотреть фильм про себя. Витя Служкин — шут гороховый, он наше зеркало, он — отражение наших с вами грехов. В девяностые годы бандиты хотели фильм про себя — мы им тогда сняли “Бригаду” (Велединский является одним из сценаристов “Бригады”. — Прим. ред.)».

Под конец дискуссии Александр Велединский рассказал историю о том, как во время съемок фильма у него случилось дежавю. В докиношной, «прошлой» жизни он работал в судостроении, как и главный герой, и в далеком 1986 году был в командировке на пермском судозаводе: «Я спросил у милиционера, который нас охранял на съемках, что это за домик, который мелькает за спиной Кости Хабенского во время сцены катания географа на качелях. Он ответил, что это общежитие судозавода. Елки-палки, да я в нем жил! Получается, я уже двадцать пять лет назад начал готовиться к этой картине».

Предпремьерный показ фильма «Географ глобус пропил» прошел  при поддержке KIA Motors Rus и стал продолжением творческого проекта компании под названием KIA Quoris Art, направленного на поддержку актуального современного искусства и кино.

KIA Motors Rus представил гостям роскошный седан представительского класса KIA Quoris, утонченный дизайн и скрытая мощь которого как нельзя более точно соответствуют атмосфере творчества и кино..

Фильм «Географ глобус пропил» выходит в прокат 7 ноября.