Психоделический сай-фай

«Конгресс» Ари Фольмана, открывший в этом году в Канне параллельную программу «Двухнедельник режиссеров», наверное, наиболее взрослый фильм фестиваля и точно наименее анимационный. Формально две трети фильма герои проводят в мультяшном мире, но даже анимированные сцены актеры предварительно разыгрывали в павильонах. В вольной экранизации книги Станислава Лема «Футурологический конгресс» актрисе Робин Райт (она играет как бы саму себя) боссы крупной голливудской студии «Мирамаунт» (отсылка к Paramount и Miramax братьев Вайнштейн) предлагают сделать собственную 3D-модель, которую будут использовать в будущих фильмах, когда сама Робин состарится и обратится в прах. После этой процедуры зритель становится свидетелем превращения игрового мира в анимационный — на зависть радикальным сюрреалистам вроде Яна Шванкмайера или Алехандро Ходоровски.

Любимый фильм Терри Гиллиама

Речь о среднеметражном анимационном фильме «История солдата», созданном в 1984 году американским карикатуристом Р. О. Блечманом по мотивам спектакля Игоря Стравинского. В притче, придуманной Стравинским под впечатлением от Первой мировой войны, речь идет о солдате, у которого дьявол пытается выманить скрипку в обмен на богатство и немыслимые привилегии. Дьявола у Блечмана озвучивает Макс фон Сюдов, а сам мультфильм сделан в разнообразных живописных техниках.

Сатира на Олимпиаду

Специальная программа фестиваля состоит из сатирических мультфильмов разных лет на тему спорта и приурочена к сочинской Олимпиаде. В нее вошли работы со всего мира — от Эстонии и Венгрии до США, Англии и Украины. Интересное открытие: если судить по этой конкретной подборке, то в России в последний раз про спорт шутили аж в 1985 году — спасибо Гарри Бардину и его пластилиновому боксерскому поединку «Брэк».

Терапия алкогольной зависимости

«Потребление алкоголя» — рукотворное произведение чикагского аниматора Криса Салливана, которым он занимался в одиночку на протяжении пятнадцати лет. Два часа экранного времени отведены судьбам трех малосимпатичных маргиналов из Аппалачей, которых жители линчевского города Твин Пикс легко бы приняли за своих. За год, прошедший с мировой премьеры на кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке, фильм приобрел почти культовую популярность.

Фестивальные короткометражные хиты

Программа «Победители» разбита на четыре блока, у каждого свое название: «Игры подсознания», «Демоны», «Женские письма», «Рыбы из лапши». Посмотрев все четыре, можно составить представление о всех нынешних фестивальных тенденциях: разнообразие техник (популярно смешение анимации с игровым кино) и полное безумие в выборе тем. Особенно выделяется пятиминутное путешествие в живот беременной женщины в Ab Ovo, звериная жизнь лондонского бара в «Пабе», драматическая история петуха, вынужденного заклевать собственного сына в «Марселе, короле Тервюрена» и вторая жизнь кухонного гарнитура в поэтической «Ирландской народной мебели».