Вадим Рутковский: Легко ли убить европейца. Ответ фестиваля NET
С 17 ноября по 4 декабря в Москве проходит Международный театральный фестиваль NET, название которого вот уже 15 лет расшифровывается как «Новый европейский театр». Программа, как всегда, безупречна. Безупречна потому, что курируют NET талантливые театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский. Их выбор может нравиться или раздражать, но ни одного необязательного названия в афише нет. Вот краткий гид по смотру, где стоит посмотреть всё
1. Королевский смех
Фото: Simon Hallström
Фото: Simon Hallström
Фото: Simon Hallström
Номером первым в 15-м, юбилейном, выпуске фестиваля идет King Size Кристофа Марталера, поставленный гениальным швейцарцем в Базеле. Это музыкальная драма, местом действия которой становится жилище среднестатистического европейца с гигантской кроватью в качестве того мифологического кита, на котором держится маленькое буржуазное мироздание. Один из классических спектаклей Марталера, созданный им в берлинском «Фольксбюне», назывался «Убей европейца». За годы, прошедшие с его премьеры, язвительности у Марталера не убавилось, как не убавилось и нежности по отношению к таким нелепым, таким забавным, так похожим на наш собственный средний класс персонажам. Гомерически смешной и неизбывно печальный абсурд Марталера, герои которого фатально разъединены и экзистенциально несчастны — при всем своем материальном благополучии, — сопровождают музыкальные контрасты: Бах, The Beatles, Майкл Джексон.
Сатиры Марталера, щедрые на культурные реминисценции, всегда легки. Легкость вообще кажется определяющей характеристикой нынешнего NET’а.
17–18 ноября в Центре им. Мейерхольда
2. Играя в Моцарта
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Легка и свободна продолжающая парад театральных богов «Волшебная флейта» Питера Брука. Моцартовскую оперу трудно представить в живописно обшарпанных стенах парижского театра «Буф дю Нор» — ну никак оно не сопрягается с традиционным, покрытым лепниной и позолотой оперным залом. В «Буф дю Нор» даже граница между сценой и полукруглым амфитеатром зала условна. Но именно против косных трактовок Моцарта идет Брук. Вместе с постоянными своими соавторами Франком Кравчиком и Мари-Элен Этьен он делает спектакль, который понравился бы самому Моцарту. Тому легкокрылому буяну, что знаком нам по маленькой трагедии Пушкина и фильму Милоша Формана. По Бруку, «у Моцарта глубина неотделима от легкости и импровизации. Он не боялся переделывать, придумывать новые переложения, отдавать свои произведения другим людям на доработку, снова переписывать. Академичность противна самой природе моцартовского творчества. Просмотрев за последние 30 лет множество версий “Волшебной флейты”, я убедился в том, что постановщиков сковывают образы, неразрывно связанные с этим произведением и которые я нахожу слишком громоздкими». В «Волшебной флейте» Брука нет ничего архаичного и тяжеловесного — это самая компактная и живая из всех существующих «Волшебных флейт», разыгранная вольным космополитичным театром.
20–21 ноября в Театре наций
3. Последний отсчет
Фото: Tiit Ojasoo
Фото: Tiit Ojasoo
Фото: Tiit Ojasoo
Другой гость NET’а — таллинский театр «N099», придуманный для 99 и ни одним больше спектаклей. Отсчет идет в обратном порядке, «Поэма» — 63-я и рассказывает она — в весьма провокационной, как все спектакли этого коллектива, форме — не столько о достижениях Макаренко, сколько о радостях и ужасах актерского труда.
21–22 ноября в Центре им. Мейерхольда
4. Тела в покое и движении
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Москвичи знают француза Паскаля Рамбера как драматурга и режиссера драматического театра — по «Пределу любви», виртуозно разыгранному Андреем Кузичевым и Евгенией Добровольской на Новой сцене МХТ. Memento Mori — хореографический опыт Рамбера, телесный спектакль, апеллирующий к античной красоте.
25–26 ноября в Центре им. Мейерхольда
5. Памяти Бергмана
Фото: Jan Versweyveld
Фото: Jan Versweyveld
Фото: Jan Versweyveld
Хедлайнер второй половины фестиваля — «Сцены из супружеской жизни» амстердамской «Тонелгруп». Очень активный голландец Иво ван Хове, в начале октября возмутивший публику «Балтийского дома» неортодоксальной трактовкой чеховских пьес «Русские!», интерпретирует классическую невротичную драму Ингмара Бергмана. Так, чтобы обескуражить зрителя, вывести его из привычной зоны комфорта и содержанием, и формой.
29–30 ноября во Дворце на Яузе
Фото: Paolo Pachini
Фото: Paolo Pachini
Фото: Paolo Pachini
Фото: Paolo Pachini
Фото: Paolo Pachini
Фото: Paolo Pachini
Фото: Argyroglo
Фото: Argyroglo
Фото: Argyroglo
Отдельной строкой в афише NET’а идут спектакли на грани contemporary art — две видеооперы, «Индекс металлов» и «Падение/я» и завершающий фестиваль «Эффект Сержа» француза Филиппа Кена, где причудливые инсталляции создаются на глазах у зрителей. Это, как и было сказано, новый театр.