Сейчас востребованы художники, которые придумывают наиболее интересные эстетические и композиционные проекты, связанные с нашей повседневностью, с тем, что нас окружает. И к настоящему моменту в России сложилось целое поколение художников, которые признаны как специалистами, так и зрителями. Все они достойны того, чтобы быть представлены на международной художественной сцене; вот, например, работы Ирины Кориной, Виктора Алимпиева, Анны Желудь, Елены Ковылиной, Стаса Шурипы, Арсения Жиляева, Марго Трушиной.

Мир современного искусства сейчас отказался от идеи национального деления. Художественный рынок глобализируется, поэтому в наше время одинаковое внимание привлечено и к китайским, и к американским, и к французским художникам. Соответственно, к российским тоже. Эпоха, когда доминировали европейские и американские художники, прошла. Эти перемены на рынке произошли в постперестроечное время, и ключевым здесь стало падение Берлинской стены в 1989 году. Следствием изменения политического ландшафта стало преобразование художественной сцены, ставшей более демократичной.

И конечно, она стала более удобной для российского современного искусства. Наши возможности удвоились, в том числе и финансовые. Стоимость работ российских молодых художников может достигать 40-50 тысяч евро, средняя стоимость — 25 тысяч евро. Наши художники в целом успешны, но это пока еще совершенно несопоставимо с армией китайских мастеров, которые медленно, но верно заполняют рынок. Нам еще предстоит долгий путь.

У нас есть Московская биеннале современного искусства, которая способствует реинтеграции русского искусства на международную арену. Мы снова стали органичной составляющей мирового искусства. За все годы существования биеннале не было ни одного неизвестного художника, который выступил в качестве куратора, а это говорит о признании.

Выпускники Института проблем современного искусства, которым я руковожу, были постоянными участниками Венецианской биеннале и Documenta в Касселе. Но проблемы, конечно, есть. Отечественная художественная сцена невелика, художников не так много, музеев недостаточно (всего три-четыре в Москве плюс частные арт-центры — «Винзавод», Artplay и «Гараж»), а наше академическое художественное образование все еще остается довольно консервативным. У нас много и институциональных проблем, но новое поколение стремится выйти из этой пещеры.