Испытание хиджабом

На улицах, в метро и торговых центрах столицы все больше девушек в хиджабах. Три мусульманки рассказали нам о своей жизни в Москве, о том, как к религиозным девушкам относятся на работе и почему родители боятся хиджаба больше, чем деловые партнеры

Фото: Anzenberger/Forodom
Фото: Anzenberger/Forodom
+T -
Поделиться:

Марика, 21 год:

Я студентка, учусь в РУДН. Я молюсь, стараюсь покрывать голову, однако еще не носила хиджаб по всем канонам. Я еще не готова. Но для меня неприемлемо носить что-то короткое или брюки. Меня радует, когда я вижу девушек в хиджабе, но только когда это красиво и приятно для глаз, а не пугающе. Некоторые девушки иногда одеваются так, что даже мне, верующей, страшно заходить с ними в метро, особенно после создания негативных клише в средствах массовой информации.

Черный хиджаб — это, конечно, правильно, но стоит все же понимать, где мы находимся и как к такому виду могут отнестись. Есть мусульманки, которые одеваются совсем некрасиво, хотя хиджаб может быть красивым, просто неброским. Впрочем, сейчас в Москве религиозные девушки выглядят довольно модно.

Говорят, что если надела хиджаб, то не снимай, но сейчас есть и такие девушки, которые ходят то в хиджабе, то без него. В основном его начинают постоянно носить замужние, хотя в последнее время девушки порой и до брака уже ходят покрытыми. Сама я пока не замужем, в будущем связала бы жизнь только с верующим человеком, который молится, соблюдает принцип Пяти столпов ислама, но без лишнего фанатизма. Никакой рьяной агитации носить хиджаб со стороны глубоко религиозных людей нет, в исламе такого не принято. Они могут лишь создавать положительный образ женщины в хиджабе, рассказывая о том, что это приближает ее к чистоте.

Среди моих ближайших родственников никто хиджаб не носит, родители многих девушек даже запрещают им это делать, боятся, что дочь примут за террористку, но сейчас девушек с покрытой по всем правилам головой становится все больше, в то время как более взрослые женщины чаще просто набрасывают косынку. Конечно, есть семьи в исламе, в которых девочек чуть ли не с пяти лет приучают к платку, поэтому, когда они вырастут, у них просто не возникнет мысли о том, что можно ходить с непокрытой головой.

Из моих знакомых девушек, носящих хиджаб, ни одна не работает. Они либо еще студентки, либо замужем и занимаются домом. Мне кажется, в Москве им куда-то устроиться нереально, нужно или открывать свое дело, или удачно выходить замуж. В Европе к мусульманкам более лояльное отношение при трудоустройстве, ну, кроме Франции, наверное.

Некоторые кавказцы неправильно себя ведут в чужом обществе, а местные жители переносят это поведение в плоскость религии, мол, мусульмане плохие. Так мыслить неправильно, но это разве кому-то объяснишь? В интернете я видела много роликов, где русские проявляли ненависть к мусульманам, но лично я с агрессией не сталкивалась. Наоборот, ко мне иногда на улице славянские женщины подходят, чтобы сделать комплимент моему стилю и внешнему виду.

Севиндж, 22 года:

Когда мне было двенадцать, я постоянно видела, как бабушка со стороны папы совершала намаз. Она говорила мне: «Севина, ты должна поклоняться Аллаху для того, чтобы тебе было хорошо». Однажды я пришла в мечеть и увидела пожилую женщину, у нее был бирюзовый платок. Она дала мне его просто примерить. Когда я его надела, она сказала: «Какая же ты прекрасная!» Там было маленькое зеркальце, я посмотрелась и поняла, что это так.

Мой отец из мусульманской семьи, а мама из христианской, и у нее был шок, когда я в шестнадцать лет надела хиджаб. Но мама меня от этого не отговаривала. Сейчас для меня надевать хиджаб так же естественно, как причесываться по утрам. Хиджаб приближает меня к Богу и дает возможность ощущать Его рядом с собой. Несмотря на покрытую голову, я так же веселюсь, как другие, но делаю это в рамках приличия. Мы тоже устраиваем вечеринки, просто на них нет парней. Мы снимаем платки, общаемся, танцуем.

Я вышла замуж на втором курсе. Мой муж родом из Саудовской Аравии. Девочки там ходят в платках с шести лет, но это разве жизнь? Свою дочь я не буду принуждать к хиджабу, а только учить и наставлять ее. Многие считают, что это муж приказал мне покрыть голову, но нет, я это сделала намного раньше. Пожив  в Саудовской Аравии, я поняла, что арабы такие же люди, как и в любой другой стране, и ничто мирское им не чуждо. Женщины ходят все в черном, но у большинства порой под этим черным одеянием скрывается такое! Они рожают очень много детей, потом сидят дома и сплетничают, потому что им нечем заняться, а в исламе сплетни — это самый большой грех. Раньше женщины там настолько закрывались, что надевали перчатки и носки, а сейчас все изменилось, из-под платка у них пряди волос показываются. Зато в Саудовской Аравии ты пять раз в день слышишь Азан, каждые сто метров стоит мечеть, Рамадан проходит по правилам и никто тебя не дискриминирует.

После событий в Бирюлеве меня останавливает каждый третий полицейский. Он приехал сюда работать из провинции и останавливает меня, москвичку с российским паспортом! Моей дочери два года, она темненькая, и я понимаю, что у нее здесь будущего нет. Я не думаю, что наш президент сподвиг народ на это, но я не знаю, чем закончится эта политика. Иногда мне хочется с ним встретиться и поговорить об этом. Да, какой-то азербайджанец, может, и совершил ошибку, но это же не моя ошибка, почему от этого должны страдать я и моя семья? Мой отец более тридцати лет, более половины своей жизни прожил в этой стране, он добропорядочный гражданин своей страны и никогда не нарушал законов. А сейчас он должен расплачиваться за поступок другого человека лишь потому, что он тоже не русский.

Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков. Там мне занижали оценки, потому что меня зовут Севиндж, а не русским именем, поэтому я решила поступить в вуз на родине своего папы. Я окончила Бакинский государственный университет и получаю второе высшее образование в Стамбуле. Я юрист-международник, владею пятью языками, но не могу найти себе работу. Мне очень хотелось устроиться на работу в банк, общаться с профессионалами. Увы, если ты в платке, а не в мини-юбке, твое резюме не будут рассматривать. В Москве очень много чеченцев и дагестанцев, и я знаю очень много русских, которые приняли ислам — как же им будет приятно, если, заходя в банк, они будут видеть сотрудницу с покрытой головой! Работодатель ничего не потерял бы от этого. Мне очень обидно, что стране, где я родилась, я не нужна. Я думаю о том, чтобы эмигрировать, например, в Канаду или остаться в Стамбуле, где я чувствую себя более защищенной.

Я совершила хадж, и после этого меня осуждали за то, что я не надеваю никаб - покрывало, скрывающее лицо. По идее мусульманка должна носить черное, чтобы не привлекать внимания, но Коран был написан очень много лет назад. Сегодня наш мегаполис такой разноцветный, что женщина в черном будет наоборот привлекать внимание и отпугивать людей. Это очень обидно, потому что ислам — это не страх. Недавно запретили девочкам носить платки в школу. Зачем, если им так удобно? У нас в стране кругом насилие и педофилия — вы не задумывались почему? Потому что девочки одеваются очень откровенно, и их родители им это позволяют. Мусульманки себе такого не позволят, и в мусульманских странах уровень сексуального насилия намного ниже.

Мне иногда в соцсетях пишут, что я одеваюсь слишком ярко, ношу брюки. Но для меня ношение брюк — это не смертельный грех, я всегда надеваю длинную тунику, чтобы скрыть части тела, которые они обтягивают, и, самое главное, я верю: Аллах знает, что у меня в сердце. Ислам — это не хиджаб, это вера, это то, что у вас внутри. Я отнюдь не стараюсь взять из Корана только то, что мне выгодно, я стараюсь следовать всему: помогаю бедным, соблюдаю пост в Рамадан, совершила хадж, молюсь и свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад Его посланник.

В Пяти столпах ислама не говорится о том, что я должна носить только черное. Это написано в Коране, но к этому надо прийти самостоятельно, а не по принуждению. Потому что если женщина потом об этом пожалеет, то это и будет ее самым большим грехом.

Мне бы очень хотелось, чтобы в стране, где родилась я и моя дочь, нас не делили по национальностям и верам. Хочу, чтобы мы просто были россиянами.

Мариана, 23 года:

Два года я занимаюсь производством и распространением мусульманской одежды. Дизайнерского и швейного образования у меня нет, но шить я всегда умела, в школу ходила в школьной форме собственного изготовления. Мои тети и мама — швеи, у нас есть свой швейный бизнес, есть цеха, но я никогда не хотела этим заниматься. Я любила рисовать, ходить на художественные курсы, но я бы никогда не подумала, что мне это понадобится для создания эскизов одежды. Мне нравилось лицедейство, театральные кружки, и я подрабатывала в мастерской по производству театральных костюмов. Там приобрела вкус к моделированию. Когда я надела хиджаб, то столкнулась с тем, что мне негде купить одежду, подходящую под каноны ислама, и я начала ее делать сама. В мечети у меня стали интересоваться, где я взяла такие вещи, и я подумала, почему бы не начать их продавать — так все и закрутилось.

Я покрываю голову уже шестой год. Моя семья была против решения начать носить хиджаб, и мне пришлось пережить много плохого.

Меня воспитывала прабабушка, которая была очень религиозной, от нее я научилась молитве. Когда мне было 15, меня от нее забрали. Я стала пытаться надеть хиджаб — ни на моей родине, в Кабардино-Балкарии, ни позже в Москве мне это делать не разрешали.

На Кавказе все непросто с исламом, там в некотором смысле опасно носить платок или длинную бороду. Моя семья за меня боялась и, не осознавая этого, причиняла мне вред. Когда мне исполнилось восемнадцать, я поняла, что хиджаб нужен моей душе, это та жизнь, которую я хочу, и, поскольку я уже стала взрослым человеком, я должна во что бы то ни стало это сделать. Когда я приняла ислам должным образом, мне сказали: «Теперь готовься к испытаниям». Меня это очень удивило: ведь теперь Господь должен быть мной доволен!

Но и правда, во всех сферах моей жизни начались серьезные испытания: уволили с работы, начались проблемы в семье, никто не одобрял моего решения, прятали мои платки, отправляли на перевоспитание то к одним родственникам, то к другим. Я жутко вымоталась без поддержки, и чтобы положить этому конец, я решила выйти замуж. Мне повезло, я встретила достойного человека, глубоко верующего мусульманина. Естественно, моя семья была против — стереотипам подвержены не только немусульмане, но и этнические мусульмане: если человек молится, то он наверняка какой-то темный и где-то состоит. Маму в конце концов удалось уговорить согласиться на брак. Когда мой будущий муж пришел к ней свататься, он все очень красиво и понятно объяснил о нашей будущей жизни, и родственники в итоге хорошо его приняли.

После свадьбы я сразу почувствовала облегчение, потому что попала в очень верующую семью. Сегодня мои родные больше интересуются исламом, кого-то я уже обучаю намазу. Об исламе надо больше говорить, так как определенное мнение о нем навязано многим затем, чтобы было легче ими манипулировать. Я своим примером показываю людям, что такое семья в исламе, и они задумываются. Ведь ислам — это религия для думающих, для размышляющих людей.

С немусульманами, с которыми я общаюсь по бизнесу, у меня не было никаких проблем. Я могу запросто с ними работать, в Коране написано, что можно заключать с ними договоры. Иногда, конечно, у нас заходят разговоры на тему религии, особенно в период Рамадана, когда мы пост держим, но никакой вражды не было, каждый остается при своем мнении. У меня есть дело, поэтому, когда я общаюсь с человеком по деловым вопросам, он на меня смотрит в первую очередь как на покупателя, например, а не как на мусульманку. Но другим мусульманкам в Москве, на мой взгляд, непросто. Кругом очень много невежественных людей. В основном это люди с улицы, обитатели дворов, обыватели, едущие в метро, которые так и норовят тебя чем-нибудь задеть. Только меня это не задевает: я настолько утвердилась в своей жизненной позиции, что все это как камень от меня отскакивает. От других мусульманок я часто слышу неприятные истории, особенно после известных событий. Их обзывают, причем агрессия идет в основном от женщин.

Хиджаб — это флаг ислама: если мужчина идет по улице, по нему не скажешь, мусульманин он или нет, тем более бороду и короткие брюки сейчас могут и хипстеры носить, а вот женщин-мусульманок видно сразу, поэтому на них большая ответственность. Выходя на улицу, я всегда слежу за тем, как я себя веду, стараюсь не повышать голос, не ругаться по телефону, потому что у людей вокруг мнение будет складываться не обо мне, а обо всех женщинах в исламе.

Мы живем в немусульманском государстве и должны помнить, где мы находимся. В одном хадисе (изречение пророка Мухаммеда. — Прим. ред.) сказано, что нужно одеваться так, как принято в этой местности. Это не значит, что если все вокруг все ходят голые, то ты тоже должен раздеться. Это значит, что ты можешь перенять цвета, фактуры, одежду. В Саудовской Аравии все ходят в черном, а в одежде индийских мусульман — буйство красок. Хиджаб — это не черное покрывало, это любое одеяние, которое скрывает фигуру. Я стараюсь шить такую одежду, которая бы гармонично выглядела здесь, не нарушая смысла хиджаба.

Смысл хиджаба в том, чтобы не демонстрировать свои прелести никому, кроме своего мужа. Если женщина вынесла что-то из дома, то есть вышла, например, в облегающем платье, то она унесла это от мужа. Она должна скрывать себя, потому что не может выходить замуж за нескольких мужчин — только за одного, и она ему принадлежит со всей своей нежностью, лаской и красотой. Он тебя оберегает, обеспечивает, отвечает за тебя, он заслуживает того, чтобы ты посвящала ему свою красоту. Зачем какому-то другому мужчине, который после пьянки едет в метро, давать возможность на тебя глазеть? Кто он такой и что он для тебя делает, чтобы открывать ему свои сокровища?

Среди моих клиентов много женщин, которые не носят хиджаб и, возможно, даже не являются мусульманками — курьеры рассказывали, да и по разговору слышно. Я даже удивлялась сначала: звонят, говорят, что хотят заказать платье, я приветствую: «Салам алейкум!» — должного ответа не следует. Но я и в этом нашла свои плюсы: во-первых, если платье нравится и мусульманам, и немусульманам, значит, оно действительно красивое, а во-вторых, если немусульманка носит мое длинное платье, то она выглядит скромно. Мне приятно, что я могу повлиять на общество и сделать так, чтобы женщины выглядели скромнее и вызывали уважение.

В любом социуме бывают конфликты, и среди мусульманок тоже происходят конфронтации в вопросах внешнего вида. Когда я делала свой первый показ, в нем участвовали девушки-модели, которых нам предложили. Я увидела их только в день показа, они уже были очень сильно накрашенные, на огромных каблуках. Мы их одели как положено, но каблуки и макияж их все равно выдавали. После этого мне стали говорить, что это не по-мусульмански, это не хиджаб.

Я училась в Московском исламском университете на факультете теологии, и какие-то знания о внешнем виде верующего у меня есть, однако я все равно стала думать, неужели я в чем-то так сильно ошиблась. С таким вопросом я пришла к немало известному шейху Мухаммаду Карачаю, и он сказал, что черный цвет в исламе носить не обязательно, более того, это даже не является желательным.

Я не хочу, чтобы ислам вызывал какие-то негативные эмоции, я сама в исламе, варюсь в этой каше и знаю, какой он есть. Ислам — это не кардинальная религия, это религия середины. А когда человек бросает вызов обществу, вызывая негативные эмоции своим видом, смысл хиджаба попросту теряется.

Комментировать Всего 26 комментариев

Спасибо. Заодно вы напомнили мне, что в архивах моих почивает история о "праве на безволие".

Зато в Саудовской Аравии...Рамадан проходит по правилам и никто тебя не дискриминирует.

Попробуйте съесть бутерброд днем в Рамадан на улице Эр-Риада, а потом расскажите нам о том, как изменились ваши взгляды на дискриминацию - в Саудовской Аравии и мире в целом. 

Представители доминантного большинства всегда считают, что если дискриминации не существует в отношении их лично, то значит, ее не существует вообще.

"У нас в стране кругом насилие и педофилия — вы не задумывались почему? Потому что девочки одеваются очень откровенно, и их родители им это позволяют." - Подобная чушь из уст человека с высшим образованием - антиреклама Бакинского университета.  Должно быть, саудовский проповедник, замучивший до смерти свою пятилетнюю дочь, сделал это исключительно из-за ее нескромной одежды.

Кто бы говорил про педофилию... При массовой насильственной выдаче замуж девочек в 9-12 лет в мусульманских странах со всеми вытекающими последствиями.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф, alla fleming

Мария, о каких мусульманских странах Вы говорите? Йемен если только? В Саудовской Аравии подобных инцидентов за последние более чем 8 лет не слышала. Может быть, я плохо осведомлена? Здесь консервативно выдают девушек замуж, сродни старой славянской традиции сватовства, и не против воли невесты. Аналогично, с полной уверенностью могу сказать про Ливан, Сирию, Иорданию, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт. В Йемене же проблема не религии, а ужасной бедности. Но это другая тема. 

Насколько я понимаю, особенно в таких действах преуспел Афганистан, Пакистан, вероятно частично Ирак и Иран. Хотите сделать вид, что все это нелегально?

Мее приходилось бывать в весьма бедных странах, где ничего подобного даже в голову не приходит людям. Представляется все же какая-то идеологическая подоплека.

Мария, никакой вид я делать не буду.

Вы правы про Афганистан и Пакистан. Но подобные ранние браки распространены и в Индии, например, которая к исламу не имеет никакого отношения. Это не проблема религии. Это развивающиеся страны с плавающими или накорню отсутствующими законами.

Согласно исламу, подобные браки крайне недопустимы. Но далеко не все люди и не всегда совершают поступки в этически правильных рамках. В Ватикане, например, тоже недавно прогремели инциденты педофелии.

У Вас этот материал вызывает только негативные эмоции? Симпатии не возникает? 

Наталья, извините, что вклиниваюсь.

У меня материал тоже вызвал не самые приятные ассоциации.  Хиджаб для меня - это прежде всего ограничение женщины, а когда сами женщины пропагандируют подобные вещи меня это особенно удручает (апогеем данного явления вижу то, что клитор своим дочкам/внучкам тоже женщины отрезают). 

А что в этом тексте должно вызывать симпатию?

Эту реплику поддерживают: Наталья Хадж Иса

Татьяна, вклинивайтесь )))

Большинство женщин носят хиджаб по собственной воле. По собственной же воле они могут его и не носить. Что вызывает симпатию: стремление отвести глаз чужого мужчины от своих красот - своего рода скромность. Я понимаю, что для Вас это звучит дико. Это естественно. Но это ход их мыслей. И если это понимать именно так, то у меня возникает симпатия.

Ношение хиджаба может быть навязано на женщину. Но по правилам религии, это запрещено. Это личный выбор женщины.

Мне интересна позиция автора этой статьи. Для чего она была написана? Если с негативной подоплекой, то умываю руки. Злом не уповаюсь. Если в добрых целях, то почему так, простите, поверхностно, что вызывает негативные эмоции большинства?

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Предположу, что статья была написана с целью спровоцировать дискуссию :-).

Негативные эмоции большинства вызывает само явление, мне кажется.  Согласитесь, если бы в Саудовской Аравии вышла статья об успешных и независимых женщинах, допустим водящих машину, её бы тоже не приняли на ура, как бы позитивно она не была написана.

Кстати, вот это вот "мнение большинства" даёт основание ставить под сомнение насколько свободна наша свободная воля :-). 

Эту реплику поддерживают: Наталья Хадж Иса

Согласна с Вами, Татьяна :-) 

В Саудовской Аравии месяц назад были пикеты. Женщины пытаются отстоять право водить автомобиль. Я, конечно, понимаю какой это абсурд. Интересно, чем все закончится.

И по поводу нашей свободной воли тоже с Вами соглашусь. Мне кажется, что гораздо мудрее, но и тяжелее, научиться понимать (не принимать) это самое мнение большинства, да и любое инакомыслие, предельно не агрессивное. Так и границы своего сознания расширяешь, и живешь не в ущерб себе.

  

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Нда, какая уж тут симпатия... "мне нравится, когда меня бьют плетью, я сама так хочу, меня это приближает к богу"....

О___О  Вот и все эмоции.

Дискриминации в Саудовской Аравии сколько угодно. Страна ею пышет прямо таки. Согласна с Вами, Надя. Правда, придираться именно к этому, избирательно, я не стала. Нравится общий призыв статьи к толерантности. Кажется, здесь больше об этом.

Эту реплику поддерживают: Надя Аль-Ахмед

"хиджаб приближает к Богу"

как, оказывается, все просто!

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник, alla fleming, Marina Kurishko

Юлия, я думаю, что здесь не совсем удачно передан смысл. Ограничение и воздержание во имя веры (будь то пост или платок, что угодно) - способ духовного совершенствования. А это и приближает к Богу.

Все время хотела спросить - когда занимаются спортом в хиджабе , разве это удобно? В спорте, в игре, очень зажигает результат.Ради  чего и спортивничаешь.  

Алла, интересный вопрос. По моим наблюдениям, очень редкие арабки (не мусульманки в целом, черезчур пространно, на мой взгляд) серьезно увлекаются спортом. Соперничество, стремление достичь вершины, амбициозность - все эти показатели сведены на минимум, ровно как и круг интересов. Это обобщенно, исключительно про мусульманок-арабок. Но именно они самоотверженно носят хиджаб, по большей части. У этих женщин просто другой менталитет. Они ориентированы больше на семью, чем на восполнение собственного я.

Спорт - это просто поддержание своего здоровья.При чем тут восполнение  своего"я"? Например, если не  показать солнцу больше месяца хоть ладошку солнцу - не усваивается железо.... хоть ешь его горстями, мне казалось, что ношение и неЕдение чего-то исключительно связано с местностью, где родились эти традиции.. много солнца, мало воды- закрыться от солнца,не есть мгновенно портящееся...и т д. Переехав  на север, например- зачем бегать в  н е у д о б н о й   в принципе стягивающей одежде?А бегать - хочется- юность, все играют, другой уклад,все читают,учат по 2-3 языка, знакомятся с мировой литературой, наукой... что значит - ориентированы на  семью? Мы все ориентированы на семью, поверьте. И почему не  пробежаться с утра вдоль озера,не проплыть в бассейне,не прокатиться на лыжах,коньках по розовому морозу и ровному озеру?Круг интересов? А кто этот круг   д и к т у е т    в швеции, например? Все открыто, доступно, можно учиться до 50 лет  дают стипендию.Водить машину,путешествовать...какой вершины? Разве не приятно в 70 лет чувствовать себя на 45? Какие амбиции? Когда в 80 лет живешь не в деменции?

Алла, я Ваш первый комментарий истолковала исключительно в контексе профессионального спорта. Слово "спортивничать" вызвало именно эти ассоциации. Отсюда и противопоставление спорта семье.

Кто Вам сказал, что мусульманкам неудобно бегать в той одежде? Они так выросли, и это элементарная привычка. А почему у Вас это вызывает такой бурный поток эмоций? Или мне кажется?

Что касается интересов, развития и прочих моментов, я с Ваи солидарна. И не только в Швеции этих женщин не лишают подобной возможности. При желании, страна проживания помехой не будет.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

А мне вспоминается, что они недавно добились права участвовать в Олимпиаде? 

Татьяна, Вы правы. Они принимают участие в некоторых видах спортивных соревнований. Согласитесь, в ограниченных количествах. Интересно понаблюдать, как будут развиваться события.

Согласитесь, в ограниченных количествах

Ну, с учётом того, что буквально недавно им это было делать запрещено в принципе, это совсем не удивительно.   Остаётся пожелать им удачи :) 

Эту реплику поддерживают: Наталья Хадж Иса

Эмоций особых нет, поверьте.Думаю, мы не так друг друга истолковали. Вспомнила слова актера Вилли Хапонена, когда  у него родилась дочь, ок сказал- мол,вот, больше не буду вегетарианцем. Нельзя чтобы дочь что-то не так поняла на моем примере. Пусть вырастет -  с а м а    выберет , как и чем ей жить. Я сторонник  такого воспитания- чтобы ни с малых пеленок показали- что вот так только бывает - пусть во взрослом состоянии решают кем и как жить....

Эту реплику поддерживают: Юлия Гусарова, Наталья Хадж Иса

Алла, я тоже сторонник такого воспитания. Не приемлю, когда детям вдалбливают в голову какие-то понятия. Но формирование ценностей в детях - все же удел родителей (ценности - это шире, чем просто религия и образ жизни). У мусульман свой дрес код. И Бог с ними. Моя позиция приблизительно такова - не суди, и не судима будешь. Чем мягче относишься к людям, тем проще, в первую очередь, мне самой.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

По-моему, формировпние ценностей - это представление о добре и зле. Они действительно зависят от одежды?

Эту реплику поддерживают: alla fleming

В этих странах - получается , что зависит.С вами абсолютно согласна.

Мария, тема формирования ценностей была мной затронута только как ответ на позицию Аллы по воспитанию детей. В России женщины облачаются в сарафан, шорты, брюки, юбки. В Индии - палантин, в Саудовской Аравии - черное платье. Это культура, не религия. Хиджаб - это часть ислама. Он не отражает добро и зло. Смысл его ношения в статье упомянут.