Владимир Паперный зарифмовал советское кино 1930-х с американским
Выступление Паперного организовывал лекционный проект «Теории и практики Москвы», который весной бойко начал просветительскую деятельность в дизайн-студии Firma, позже переехал в галерею «Соль», а теперь проводит свои мероприятия на самых разных площадках города.
Советское и голливудское кино 30-х Паперный исследовал вместе с киноведом Майей Туровской. Они получили грант, встретились в Вашингтоне и в течение месяца получали чистое удовольствие — смотрели фильмы. С Туровской Паперный знаком уже 40 лет. Вот как они познакомились:
Результатом совместной работы Паперного и Туровской стало увлекательное исследование точек соприкосновения кинематографа двух стран.
Тема лекции перекликается с книгой Паперного «Культура Два», где он на материале архитектуры 20-х и 30-х выделяет ряд характерных для двух типов цивилизации признаков. Первый отличает тоталитарность, вертикальность линий, обращенный в прошлое взгляд. А второй — коллективное сознание, горизонтальное управление, революционность и устремленность в будущее. Черты сталинской культуры-2 Паперный видит и в риторике Ивана Грозного, и в американском ар-деко. Главный тезис книги заключается в том, что история человечества представляет собой чередование периодов господства культуры-1 и культуры-2, а меняются они по каким-то внеидеологическим причинам.
Анализ, проведенный Паперным и Туровской, выглядит как иллюстрация к одному из опорных пунктов книги: в 30-е на всей планете установилась культура-2. Впрочем, сложных терминов на лекции в Photoplay Владимир Паперный избегал. Его выступление было облечено в самую популярную форму и состояло из демонстрации рифмующихся фрагментов из трех пар советских и американских фильмов.
Лекция Владимира Паперного — идеальный пример формата edutainment (сочетания entertainment и education, развлечения с обучением), который продвигают в Москве «Теории и практики». Это остроумно, понятно и наглядно.
Особого полемического запала в сообщении Паперного не содержалось, и вопросов после выступления ему задали немного. И так очевидно, что кино для пропаганды использовали и Америка Рузвельта, и СССР, и гитлеровская Германия, и Италия Муссолини. Их идеологии различались, а способы утверждения своих ценностей оказались одинаковыми. В такой концептуальной выкладке нет ничего нового, и я расспросил докладчика о новостях его личной жизни.
Лекция закончилась, и Паперный из могучего лектора, оперирующего культурными эпохами, снова сделался хозяином небольшого дизайн-бюро в Лос-Анджелесе. Ведь культурология для него уже довольно давно превратилась в хобби.