Второй день Московской биеннале выдался насыщенным. Одновременно стартовали выставки на «Красном Октябре» и в ЦУМе, где Олег Кулик устроил групповую медитацию над главными вопросами современного искусства под названием  «Москва. ЦУМ. Пространственная литургия».

Начиная рассказ о «Красном Октябре», нельзя не упомянуть еще об одном открытии, пусть и совсем камерном. На покинутой и приговоренной «Арт-Стрелке» в галерее Евгения Митты Paperworks открылась экспозиция, не имеющая прямого отношения к биеннале, но едва ли не более актуальная, чем все открытия этого вечера. Выставка заслуженного концептуалиста Юрия Альберта под названием Moscow Poll дает возможность посетителям высказать свое мнение путем прямого голосования. Нужно прочитать вопрос, написанный на большом плакате, и ответить «да» или «нет», опустив белый квадратный листок в одну из прозрачных урн. Вопросы самые провокационные.

Юрий Альберт пояснил смысл своей работы: «Она основана на том, что зритель всегда, когда стоит перед произведением, стоит перед выбором, только здесь это обнажено. Когда вы стоите перед "Бурлаками" Репина, вы ведь тоже выбираете, пусть даже "нравится-не нравится". Вообще эта работа повторяет отчасти работу Ханса Хааке 1970 года, где он задавал вопросы про вьетнамскую войну. Вот и все. Голоса подсчитывают очень просто: взял, вынул и посчитал, это не проблема. Про биеннале ничего сказать не могу — я там еще не был».

Чуть позже навестить Юрия Альберта пришли Вадим Захаров, Владимир Дубосарский и Вячеслав Мизин из «Синих носов» и Юрий Аввакумов. Многие из тех, кто шел в этот день на «Красный Октябрь», заглянули, чтобы принять участие в голосовании:

Тем временем на «Красном Октябре» открывались сразу несколько выставок в разных частях огромного заводского здания. На первом этаже — экспозиция New Old Cold War, или «Опыт стран бывшего социалистического блока», раскрывающая тему холодной войны и геополитических конфликтов в искусстве. Художники ведут друг с другом идеологическую войну, используя самые разные средства, в том числе монументальную пропаганду и курьез:

На втором этаже бывшего конфетного завода разместилась выставка «Русское бедное», знаменитый проект, который впервые был показан в прошлом году в Перми. Марат Гельман, инициатор и главный идеолог «Русского бедного», сам недавно переехал туда, чтобы заниматься выставочной программой нового музея современного искусства. Это не помешало ему привезти на биеннале ту самую, первую выставку, благодаря которой в Пермь теперь потянулись все — от организаторов фестиваля «Территория» до Артемия Лебедева. Одна из наиболее загадочных работ на выставке — инсталляция молодой художницы Ирины Кориной под названием «Медуза, или Машины не ставить», сделанная из спецодежды и старых тканей. Ирина немного рассказала о «Медузе»:

Отдельный зал отдан художнику Николаю Полисскому, организатору фестиваля «Архстояние». Он заполнил пространство несколькими деревянными машинами, оснащенными блестящими лопастями и шестеренками. Машины производят блеск. Те, кто не очень понял принцип действия агрегата, могли спросить об этом самого художника:

В другой части завода открылась выставка бельгийского художника Люка Тюйманса «Наперекор дню». Художник исследует тему взаимосвязи реального и виртуального в нашем мире, где одно от другого никто давно не отличает. На картинах Тюйманса — повседневность, запечатленная с помощью видеокамеры, мобильного телефона и даже прицела снайперской винтовки. За день до официального открытия Люк Тюйманс рассказал  про сайт «Багдадский снайпер», любимый айфон и пагубность реалити-шоу:

Мария Семендяева