Фильм «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова убрали из онлайн-кинотеатра Ivi и приложения Play для Smart TV из-за ультиматума обычных кинотеатров. В начале ноября кинолента вышла одновременно на 500 экранах в России и в Сети. Но в онлайн-кинотеатрах, где просмотр стоил от 349 до 700 рублей, картина продержалась всего неделю.

Продюсер ленты Вадим Горяинов рассказал газете «Ведомости», что создатели хотели выпустить фильм в интернете, чтобы защититься от «пиратов». «Понятно, что рано или поздно копия попала бы в торренты, лучше сразу было выложить ее на легальные сервисы», — рассказал продюсер.

Против паралельного показа «Географа» выступили крупнейшие сети кинотеатров России — «Каро фильм» и «Синема парк». Прокатчики потребовали убрать копии из Ivi и со Smart TV, иначе они пообещали снять фильм с проката в своих кинотеатрах. И продюсерам киноленты пришлось уступить.

Заместитель генерального директора «Каро фильм» Ольга Чирихина объяснила в интервью изданию, что, как и в интернете, основным зрителем кинотеатров является молодежь. А эта аудитория привыкла смотреть фильмы в удобном для нее месте. Поэтому «видеосервисы создают прямую угрозу нашему бизнесу», сказала Чирихина.

Гендиректор «Синема парк» Сергей Китин в свою очередь сообщил, что создатели картины пытались нарушить общепринятую норму, по которой у кинотеатров есть месяц до того, как лента появится в других средах. Одновременный показ в Сети и в кинотеатрах, говорит Китин, может привести к тому, что в интернете будут более низкие цены, что может увести зрителей.

За первые две недели проката, как свидетельствуют данные журнала «Бюллетень кинопрокатчика», фильм «Географ глобус пропил» получил 120 миллионов рублей. За первую неделю, что лента шла в Play и Ivi, удалось собрать только два миллиона. Для сравнения: за ту же неделю обычные кинотеатры получили 45,5 миллиона рублей. Несмотря на разницу в сборах, пишет газета «Ведомости», одновременный показ стал для России прецедентом.

Сергей Сельянов, кинопродюсер, режиссер, руководитель кинокомпании «СТВ»:

Мы делаем кино для кинотеатров — и технически, и творчески. Изображение и звук тоже делаются для кинотеатров, потому что они для нас являются главной площадкой, а говоря экономическими терминами — первичным рынком. Остальное — вторичные рынки: телевидение, интернет. Когда пиратство будет как-то отодвинуто в свою нору и возникнет монетизация в Сети, то для интернета будут делаться специальные проекты. Да они уже и так делаются. Но настоящей жизнью кино живет в кинотеатрах.

Интернет из-за пиратства приносит такие ничтожные деньги, что они несравнимы с доходами от кинотеатральных показов. Какую-то конкуренцию интернет-кинотеатры безусловно, составляют. Показы онлайн уменьшают количество зрителей в кинотеатрах, хотя наши коллеги из интернета утверждают, что аудитории традиционных и онлайн-кинотеатров не пересекаются. Они говорят, онлайн-просмотры не вредят статистике кинотеатральных показов — так это неправда, вредят.

О том, кто победит в будущем, скажу так: если человечество выберет фастфуд, то можно говорить о резком оттоке людей из кинотеатров к своим плазменным панелям. Но вообще кинотеатр — это другое, более высокое качество жизни. Во-первых, это место для социализации и встреч с другими людьми. Во-вторых, дома даже на аппаратуре класса hi-end вы не получите такого звука и картинки, как в правильном кинотеатре. Дело остается только за зрителем: выберет он более высокое качество или решит жить попроще.