В СМИ появилось множество заголовков, которые могут ввести в заблуждение: «ВОЗ исправила ошибку: от свиного гриппа в России никто не умирал», «ВОЗ признала ошибочным сообщение о смерти россиянки от гриппа H1N1», и так далее. На самом деле все совсем не так.

Напомним, о чем мы уже писали: в воскресенье директор Института вирусологии РАМН Дмитрий Львов заявил, что власти уже более трех недель скрывают факт смерти россиянки от свиного гриппа — хотя его сотрудники исследовали кровь женщины и не сомневаются в диагнозе. Академик Львов также добавил, что скрываются или не исследуются и полные масштабы эпидемии — по его данным, заразились десятки тысяч человек.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко немедленно назвал этот шаг академика «террористической атакой». В течение всей недели академик Львов уклонялся от комментариев (в частности, не отвечал на мои звонки и факсы), а Минздрав и Роспотребнадзор продолжали настаивать, что, если женщина с кучей антител к H1N1 умерла от пневмонии, причиной смерти был не свиной грипп. Как мы знаем из интервью с ведущим мировым экспертом по H1N1, инфекционистом Ричардом Вензелом, так и умирают все жертвы H1N1: от пневмонии, захлебнувшись водой в легких.

На этом фоне вчерашнее сообщение о том, что ВОЗ признала ошибочной информацию о смерти россиянки от гриппа H1N1, прозвучало неожиданно. Можно было подумать, что всемогущий Онищенко в состоянии достичь сговора с международной авторитетной организацией. Но нет, дело не в том.

Заместитель главы московского представительства ВОЗ Татьяна Калашникова объяснила мне: «ВОЗ изменяет такие списки только по сигналу правительства страны. На сайте Роспотребнадзора в понедельник появилось сообщение о случае с той пациенткой, и специалисты ВОЗ неправильно интерпретировали эту информацию — внесли Россию в список. Разобрались — отозвали свое решение о внесении России в список стран со смертями от H1N1».

Поясняю: на сайте Роспотребнадзора в понедельник повесили новостное сообщение: дескать, говорят тут, что у нас умерла женщина от вируса H1N1, но это враки. В ВОЗ, естественно, читали новости по всем каналам, но не имели права использовать их как сигнал к действию, раз нет официальной информации от правительства.

Увидели информацию на сайте официального ведомства — внесли Россию в список.

В ВОЗ люди что, читать не умеют? Ясно же, что они прекрасно понимали: эта заметка на самом деле возражает против диагноза Института вирусологии, но сам факт упоминания этого диагноза сочли (справедливо! там же черным по белому написано о проведенных исследованиях) достаточным основанием.

Я думаю, в российском ведомстве не обрадовались такой новости и сделали все, чтобы в короткие сроки ВОЗовцы исправили свою «ошибку». Ибо пока Онищенко не объявит смерть смертью, ВОЗ ничего не может поделать. Татьяна Калашникова так и сказала мне: «В таких ситуациях ВОЗ не предпринимает самостоятельных исследований».

И вот это сопротивление правительственных органов всемирной огласке ужасно интересно с культурологической точки зрения. Мексика в свое время сделала все, чтобы мир как можно скорее узнал об эпидемии — хотя это нанесло ей прямой ущерб в виде недособранных доходов от туризма. Россия до последнего будет врать и изворачиваться. Почему? Думаю, тут проявляется логика дворовой шпаны, каковая логика, по мнению многих, является ключевой в философии власти: быть больным западло. Что мы, чумные, что ли, какие? Да весь мир скоро накроется тазом, а мы — мы примем меры, наставим в аэропортах инфракрасных термометров и будем держаться до последнего патрона. Маладца!