/ Москва

Алексей Герман: Будут независимые суды, будет и авторское право

Продюсеры «Ментов» отсудили у создателей «Оперов» беспрецедентно высокую компенсацию за нарушение авторских прав

Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей"
Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей"
+T -
Поделиться:
Подробнее

Компания-продюсер телесериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Менты» добилась от создателей сериалов «Опера» и «Опера-2» рекордной компенсации за нарушение авторских прав — 1,72 миллиарда рублей. «Новый русский сериал» отсудил в Мосарбитраже 1,05 миллиарда рублей у «Феникс-фильма» и еще 716 миллионов рублей у «Люксфильма».

Сериал «Улицы разбитых фонарей» снимали по произведениям Андрея Пименова с 1992 года. После успеха картин продюсерская компания «Феникс-фильм» начала продавать телеканалам свою версию сериала — «Опера. Хроники убойного отдела» и «Опера-2». Их также снимали по произведениям Пименова, более того, в них снимались те же актеры, что и в «Улицах разбитых фонарей».

Судебное разбирательство между компаниями началось еще в 2004 году, когда «Новый русский сериал» впервые подал в суд на компанию «Феникс-фильм», обвинив ее в производстве контрафакта. Ленинский районный суд Санкт-Петербурга, придя к выводу, что создатели этого сериала «заимствовали аудиовизуальные образы», признал сериал «Опера» контрафактным. Решение суда в Санкт-Петербурге позволило «Новому русскому сериалу» обратиться в арбитражный суд Москвы с иском о выплате компенсации за нарушение авторских прав.

Рекордной компенсации удалось добиться благодаря одному из пунктов, содержащихся в статье 1301 Гражданского кодекса РФ. Согласно этому пункту, истец вправе потребовать компенсацию «в двукратном размере стоимости права использования произведения». Обычно компенсации по подобному делу о защите авторских прав не превышали пяти миллионов рублей. Представители «Нового русского сериала» потребовали, чтобы «Феникс-фильм» представил в суд договоры со всеми телеканалами, приобретавшими права на использование сериала «Опера». Суммы, указанные в этих договорах, были умножены на два.

«Новый русский сериал» также выступал ответчиком по делу о защите авторских прав в связи с показом «Ментов»: в суд на компанию подавал писатель Андрей Пименов (Кивинов), требовавший признать исключительные права на его интеллектуальную собственность за кинокомпанией «Феникс-фильм». 27 августа 2009 года Мосгорсуд не удовлетворил кассационную жалобу Пименова без удовлетворения.

Комментировать Всего 2 комментария

Когда будут независимые суды и в этих судах будут принимать участие нормальные судьи, нормальные адвокаты — тогда в России будет работать система авторского права. До этого ничего работать не будет.

А все эти суды — просто имитация бурной деятельности. Вообще весь этот мыльный пузырь российского медийного рынка во время кризиса немножко сдулся, а сейчас он опять надувается. То, что кто-то выиграл суд, – единичный случай, и никакого влияния это ни на что иметь не будет.

Вряд ли дело в судах. Нет таких людей, которые "нормальные". И адвокатов таких нет, и судей. Есть профессионалы, а есть - симулирующие деятельность. Авторское право может возникнуть, по-моему, только в результате обилия работы для авторов и, как следствие, обилия плодов этих трудов. Когда индустрия жива, наполнена, функционирует здраво, тогда остальное - лишь дело времени. Утопическая картина.