Ровно 100 лет назад, в 1913 году, состоялась первая персональная выставка Наталии Гончаровой, после которой ее имя стало известно на мировом уровне. На экспозиции в Третьяковке, приуроченной к столетию этой выставки, представлены работы разных периодов творчества художницы.

Надо сказать, Гончарова имела талант к разным видам изобразительного искусства и в начале своего творческого пути занималась скульптурой. Но только кисть и краски, как говорила сама Гончарова, могли по-настоящему передать настроение автора. Однако любовь к скульптуре все же отразилась в работах Гончаровой и сыграла большую роль в выборе художественных методов, таких как кубизм, лучизм и футуризм. Уже покинув Россию и усвоив уроки французских художников — Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, — Наталия Гончарова отстаивала национальные истоки русского авангарда. После своей первой персональной выставки она подвела итог: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени… мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку». Куратор выставки Евгения Илюхина говорит о том, что Гончарова стоит у истоков русского авангарда: «Наталия Гончарова — амазонка, которая шла впереди всех других художников этого течения».

Русский период творчества (1907–1915), самый важный в процессе художественного самоопределения Гончаровой, представлен пейзажами, натюрмортами и сюжетами крестьянской жизни. Название эти работы получили соответствующее — «Крестьянский цикл». Кульминацией этого периода стали две серии работ на сюжет Апокалипсиса — «Сбор винограда» и «Жатва» (обе — 1911 года). Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. Центральное место в экспозиции занимает полиптих «Испанки» (1923–1926), написанный после поездки художницы в Испанию в 1916 году. Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар-деко к своеобразной версии неоклассики. Особый раздел экспозиции посвящен эскизам Гончаровой для декораций театров и эскизам костюмов для французских домов моды.

Возможность увидеть сегодня в одном месте такую большую экспозицию картин Гончаровой — большая удача для зрителя и абсолютный успех организаторов выставки. Куратор Евгения Илюхина рассказала о трудностях при создании экспозиции: сложнее всего было найти и выставить картины в жанре лучизма, так как они у Гончаровой немногочисленны и разбросаны по музеям всего мира. Из Перми приехали лучистские «Лилии» (1913), из Нижнего Новгорода — «Орхидеи» (1913–1914), портрет мужа Гончаровой Михаила Ларионова (1913) — из Кельна. Сложной задачей оказалось собрать вместе и циклы картин, многие работы из которых сейчас находятся в частных коллекциях. Цикл «Жатва» (1911) выставлялся единственный раз в 1913 году, и с тех пор собрать его полностью не удавалось. Многие из экспонируемых работ впервые выставлены в России и стали открытием для тех, кто был знаком с творчеством Гончаровой и ранее. Анджелина Джордан-Шувалова обнаружила для себя новые вещи в творчестве художницы: «Благодаря ретроспективной организации пространства выставки можно увидеть работы, которые незаслуженно остаются незамеченными среди циклов и серий. Конечно, большим удовольствием было увидеть картины с испанками собранными вместе. Но меня особенно впечатлили картина “Хоровод” (1910), о которой я не слышала раньше, и портрет Михаила Ларионова в жанре лучизма».

Выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» продлится до 16 февраля 2014 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, д. 10.