Ровно 100 лет назад, в 1913 году, состоялась первая персональная выставка Наталии Гончаровой, после которой ее имя стало известно на мировом уровне. На экспозиции в Третьяковке, приуроченной к столетию этой выставки, представлены работы разных периодов творчества художницы.
Надо сказать, Гончарова имела талант к разным видам изобразительного искусства и в начале своего творческого пути занималась скульптурой. Но только кисть и краски, как говорила сама Гончарова, могли по-настоящему передать настроение автора. Однако любовь к скульптуре все же отразилась в работах Гончаровой и сыграла большую роль в выборе художественных методов, таких как кубизм, лучизм и футуризм. Уже покинув Россию и усвоив уроки французских художников — Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, — Наталия Гончарова отстаивала национальные истоки русского авангарда. После своей первой персональной выставки она подвела итог: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени… мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку». Куратор выставки Евгения Илюхина говорит о том, что Гончарова стоит у истоков русского авангарда: «Наталия Гончарова — амазонка, которая шла впереди всех других художников этого течения».
Русский период творчества (1907–1915), самый важный в процессе художественного самоопределения Гончаровой, представлен пейзажами, натюрмортами и сюжетами крестьянской жизни. Название эти работы получили соответствующее — «Крестьянский цикл». Кульминацией этого периода стали две серии работ на сюжет Апокалипсиса — «Сбор винограда» и «Жатва» (обе — 1911 года). Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. Центральное место в экспозиции занимает полиптих «Испанки» (1923–1926), написанный после поездки художницы в Испанию в 1916 году. Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар-деко к своеобразной версии неоклассики. Особый раздел экспозиции посвящен эскизам Гончаровой для декораций театров и эскизам костюмов для французских домов моды.