Эксперимент с чудовищем

Он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек, он воткнул карандаш в глаз собаке. И вот он подрос и пошел в школу

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
+T -
Поделиться:

Родители на приеме выглядели совершенно обычно — немолодые, похожие друг на друга и, конечно, обеспокоенные проблемами чада, которое с собой не привели.

— Нам казалось, что мы были готовы ко всему, — сказал отец. — К отставанию в развитии, к плохой учебе в школе или даже к вспомогательному классу. Конечно, к любым проблемам со здоровьем, какие-то болячки, хронические или текущие, нас предупреждали, и мы сами понимали… Нам казалось, что мы все примем и справимся. Но Олег совершенно здоров и в математической школе учится преимущественно на четыре и пять. Мог бы учиться на одни пятерки, если бы не частые конфликты с учителями.

Они-то, может, и «сами понимали», а вот я не понимала ровным счетом ничего. Создавалось такое впечатление, как будто отец расстроен тем, что неведомый мне Олег ничем не болен и не учится в школе для умственно отсталых. Но этого же не может быть! Или может?

— Скажите, а почему, собственно, вы были так подчеркнуто «готовы ко всему»? Потому что Олег — поздний ребенок? Или какие-то нарушения развития были у других ваших детей?

— Биологических детей у нас быть не может, — сказала мать. — Мы усыновили Олега, когда ему был год и три месяца.

— Понятно, — кивнула я.

Стало быть, Олег — приемный. Готовились к болезням и задержке развития, а получили что-то другое. Может быть, обычный подростковый кризис? — с надеждой подумала я. Хамит учителям и родителям, курит, шляется допоздна или провалился в виртуальную жизнь? Они не понимают, что делать, и, конечно, волнуются…

— Олег знает о том, что он приемный?

— Знает. Нам сказали, что так будет правильно, и мы же никуда не переезжали, ему все равно кто-нибудь рассказал бы. А вы думаете, надо было скрыть?

— Я ничего не думаю по этому поводу, я просто спрашиваю, — уверила я. — Так что же вас беспокоит сейчас?

Родители переглянулись. Мать неприятно хрустнула пальцами, у отца на скулах заходили желваки.

— Наш Олег — чудовище, — наконец вымолвила женщина. — Мы поняли это давно, но не решались себе признаться. И более того, за эти годы он сделал чудовищами нас обоих…

— Сильное утверждение, — несколько опешив, пробормотала я. — А нельзя ли поконкретней?

— Можно конкретней, — перехватил инициативу мужчина. — Раз уж мы сказали «а»… Почти сразу, как появился, он стал мучить нашу старую собаку. Мы запрещали ему, он понял и старался делать это тайком. Потом он воткнул карандаш ей в глаз… Мы ее вылечили и отдали, она прожила у нас десять лет, и, когда мы расставались, смотрела как человек, переживший неожиданное предательство. Мы оба плакали… Олег как будто даже не заметил, что она куда-то делась. Истерик, как пишут в литературе, не было никогда, он вообще мало плакал, но если ему что-то не нравилось, мог ударить мать (на меня руку не поднял ни разу). Мы думали: это последствия того, что его бросили, последствия детдома. Любовь все лечит. Мы хотели так думать. Летом мы всегда ездили на дачу. Там он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек. Ужасно убивал. Мы не знали, что делать, не находили себе места… пробовали все подряд, ничего не помогало и в конце концов мы стали его просто бить за это. Вы понимаете? Взрослые люди бьют трехлетнего, четырехлетнего ребенка! И это не подзатыльник в сердцах, а именно наказание, побои! Если бы социальные службы узнали… Но тогда всем было все равно, а мы теперь жалеем: если бы его забрали у нас уже тогда… А мы уже тогда были не лучше его, он засыпал в своей кроватке, поцеловав нас на ночь, а мы сидели на веранде, пили кофе как водку и говорили друг другу: лучше бы мы взяли Дашеньку… Дашенька из того же детдома, ей было четыре, и она совсем не разговаривала, но была такая ласковая, и еще у нее было шесть пальчиков на ручке… А нам сказали: возьмите Олега, он младше и развивается по возрасту… Надо было взять Дашеньку…

Но вы знаете, оно сразу прекратилось. Сразу. Длилось два с половиной или три года, а потом, когда мы начали как следует наказывать, как отрезало. Если он кого-то еще и мучил или убивал, мы об этом никогда не узнали.

Он хорошо развивался, любил книжки, сам рано выучился читать. Много и хорошо говорил, был любознательным ребенком. Любимый вопрос: как устроено?

Так что в садике он издевался уже словами. Толстых дразнил толстыми. Близоруких очкариками. Особенно любил дразнить тех, кто слегка отставал в развитии. К концу садика уже мог организовать массовую травлю какого-нибудь ребенка. Двух детей как минимум забрали из садика только из-за Олега. Силу он по-прежнему уважал, если его кто-то бил, не жаловался, а старался «приручить» обидчика. Обычно у него получалось.

В школе с самого начала все было так же. Но первая учительница была строгая (мы специально искали) и как-то это демпфировала. Она же сказала нам: у вашего сына способности к математике, он любит решать задачи, поступайте в спецшколу, может быть, он там будет загружен и отвлечется от своих паскудств.

Мы так и сделали. Сначала в школе от него были в восторге: он «дорвался» до математики, решал больше, чем задавали, и какими-то своими, уникальными способами. С детьми в это время почти не общался, просто не обращал на них внимания. Потом «наелся», огляделся и принялся за старое: выбрал «жертв» (теперь уже и среди учителей тоже) и начал подтравливать. Причем у него тут же нашлись «подпевалы», те, для кого он на какое-то время становился кумиром. На какое-то время, потому что «своих» он тоже сдавал, когда они ему надоедали. А надоедает ему все очень быстро.

Один раз он напился. Не выпил, а именно — до положения риз. В школе. Нас вызывали, мы забирали его на такси, он заблевал всю машину. Другой раз пришел под действием каких-то наркотиков: хихикал, нес чушь, зрачки были во всю радужку. Отлежался, на следующий день пошел в школу.

Школа действительно хорошая, и его уже не раз пытались оттуда убрать, но это трудно: он не хулиганит в прямом смысле этого слова и, когда соберется, безупречно пишет все контрольные и зачетные работы… Но недавно по школе прошла такая сентенция его авторства: «Кто может оказаться преподавателем в математической школе? Мужчина, который оказался недостаточно одаренным, чтобы стать реальным математиком, и женщина, совершенно невостребованная на рынке сексуальных услуг…» Классная руководительница говорит: «Простите, но у меня, когда его вижу, чувство как к противной многоножке какой-то…»

— Ну что ж, — вздохнула я (встречаться с чудовищем мне не хотелось совершенно). — Приводите Олега.

— Простите, — мужчина покаянно опустил седеющую голову. — Мы понимаем, что уже ничего изменить нельзя и это наш крест…

— Приводите!

***

За час беседы четырнадцатилетний Олег, светски улыбаясь, сообщил мне, что, по его мнению:

— даунов надо уничтожать внутриутробно,

— «чурок» высылать на родину, оставив необходимый минимум, чтобы «улицы мели»,

— дураков нужно учить,

— «всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» (именно так — строгой цитатой из В. И. Ленина).

— Ты вправду такой или придуриваешься? — спросила я.

— Вправду такой, — ответил Олег. У него были странные глаза — зеленые с коричневыми крапинками.

— Тебе бывает кого-нибудь жалко?

— Что-нибудь, — уточнил подросток. — Вот планшет недавно уронил, он разбился, жалко было.

— Сочувствовать кому-нибудь?

— Нет. Если подумать, люди же всегда сами виноваты…

— Ты сам виноват, что оказался в детдоме?

— Ну, это не повезло, бывает, — Олег пожал плечами. — Но зато потом повезло, меня оттуда мама с папой взяли.

 

Родителям нужна была хоть какая-то передышка и хоть какая-то надежда.

— Пусть он еще ко мне походит, — сказала я. — Если согласится.

Что скрывать, я надеялась, что не согласится.

Однако Олег приходил, смотрел своими крапчатыми глазами, нес свою жестокую чушь, которую я ничем не могла опровергнуть.

***

— Что это были за эпизоды с алкоголем и наркотиками?

— Эксперимент. Все об этом говорят и пишут, надо же было попробовать…

— Есть люди, которых ты любишь? Или любил?

— Если судить о любви по книгам, нет.

— Уважаешь?

— Да.

— Испытываешь ли ты признательность, когда тебе делают добро?

— Все делают то, что им выгодно. Это может быть добром или злом для меня или для вас.

— Ты понимаешь, что с тобой что-то не так? Что ты отличаешься от других людей?

— Иногда да, иногда нет. А вы знаете, что это? — искреннее любопытство («он всегда был любознательным»).

— Наверное, какое-то биохимическое нарушение. Мозг работает не так. Ты не способен испытывать обычные для человека привязанность, жалость, благодарность… Ну вот как, знаешь, бывает дальтонизм, люди не различают цвета, или не слышат звуки какого-то диапазона, или не могут вырабатывать какие-то ферменты…

— А почему так? Головой в детстве ударился?

— Нет, это вряд ли. Скорее врожденное. Говорят, такое бывает, если твоя биологическая мать пила во время беременности.

— Понятно…

— Смотри (я нарисовала на листке несколько отрезков), вот шкалы развития. Есть физическое развитие, интеллектуальное, эмоциональное, социальное… По всем этим шкалам человек может соответствовать своему календарному возрасту (допустим, 15 лет), может отставать, может опережать. Вот так это выглядело бы у подростка с синдромом Дауна (быстро поставила крестики). А вот так выглядит у тебя (нарисовала кружочки в нужных местах).

— А где это даун опережает? — удивился Олег.

— Эмоциональное развитие. Оно у них часто компенсирует отставание в интеллектуальном плане и отчасти в физическом. Даунята очень эмоциональны и способны к эмпатии, они непривлекательны внешне, но их легко полюбить, если узнать поближе. А с тобой в этом плане, увы, все наоборот… У тебя некоторое опережение по интеллектуальной шкале, а здесь, видишь, ужасное отставание… Ну и, как следствие, страдает развитие социальное…

— Ага. Понял.

— Как ты думаешь, к чему стремятся все люди, почти без исключения?

Олег надолго задумался.

— Деньги — явно не все. Секс — тоже не все. Власть над другими?

— Нет, есть люди, вообще не стремящиеся к власти, даже избегающие ее. Но все люди хотят нравиться другим, хотят, чтобы их любили.

— И я, что ли, хочу? — глаза Олега слегка округлились.

— Да, — твердо сказала я. — Только для тебя это почти невозможно, как для дауна решить задачку с интегралами.

— Меньше или меньше или равно? — быстро спросил Олег.

— ?!

— Невозможно или почти невозможно? Решение строгое или нет?

— Из дауна не сделаешь великого математика, но арифметике его, как правило, обучить можно, — честно ответила я. — Смотри: у организма две управляющие системы — нервная и гуморальная, т. е. химическая. С химией и эмоциями у тебя какой-то явный швах, но интеллект-то сохранен, стало быть, возможна компенсация социальных навыков за счет управления «от ума», как у дауна с его гиперразвитой эмоциональностью. Я бы на твоем месте провела эксперимент.

— Понял. С чего надо начать?

— Ты можешь «от ума» вычислить, чего люди хотят? Что им было бы приятно?

— Иногда да, иногда нет. А как я узнаю, что эксперимент идет удачно?

— Ты всем понравишься, тебя перестанут бояться и шарахаться от тебя, как от мерзкого насекомого, и тебе самому от этого будет приятно, как же еще!

— А если мне от этого будет все равно или даже противно?

— Тогда — неудача, — вздохнула я. — Но ты все равно сможешь оставить это как наработку. Надо же тебе как-то жить дальше в этом мире. Нравиться в нем всяко выгоднее, чем не нравиться.

— Понял. С чего мне стоит начать?

— Знаешь ли ты, о чем любят поговорить почти все люди? О себе самих. Им нравится, когда ими доброжелательно интересуются…

***

В руках отца был огромный букет, похожий на огламуренный веник.

— Мы и не думали… — восторженно, захлебываясь словами, начал он. — Но Олег… он… он умно интересуется моей работой, он заваривает матери чай и подает лекарство, он помогает решать задачи отстающим и уже вытянул по физике одного мальчика, которому грозило отчисление, его родители звонили нам с благодарностью, причем Олег гневно отказался от очень хорошего подарка, который они хотели ему преподнести. Он сказал: я сделал это потому, что люди должны помогать друг другу… Вы… мы… вам…

— Прекратите, — вздохнула я. — Это всего лишь эксперимент. Я сумела его инициировать, потому что в чем-то мои мозги и мозги вашего Олега работают похоже, но я не имею никакого представления о том, когда, как и чем этот эксперимент закончится…

Отец меня, конечно, не услышал. Рассыпался в благодарностях и ушел.

Букет сразу после его ухода я отдала в регистратуру, потому что в моем маленьком кабинете от запаха цветов у меня начался приступ астмы. Или не от цветов?

Читайте также

Комментировать Всего 104 комментария

Екатерина, а истинная-то причина такого поведения ребёнка, по вашему мнению, в чём?? Что родители сделали в своё время не так?

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Владимир, я была честна с Олегом и я не знаю истинной причины. У него отсутствует базовое доверие к жизни (первый год в доме малютки), крайне бедная эмоциональная составляющая и вообще нет эмпатии (тут дело не в детдоме). Думаю, что без биохимии действительно не обошлось. Плюс - приемные родители с самого начала испугались и отстранились, и дальше воспитывали Олега наверное правильно с познавательно-развивательной точки зрения, но слегка издалека, помня и сожалея о ласковой Дашеньке с шестью пальчиками. 

Да уж... Вечная ошибка приёмных родителей - списывать все проблемы детей на их "приёмное" происхождение. Как будто родные дети не бывают столь же, напимер, жестоки, как в данном случае. И всё же мне показалось из тона повествования, что вы как-то крайне негативно к родителям настроены - почему?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Почему Вам так показалось? Или почему я настроена?

Я не знаю, что и как там было, но трудно в самом деле поверить, что в полтора года - уже все, ничего не изменить, правда?

Невозможно поверить. И я не верю в биохимию: всё же человек - слишком социально ориентированное существо, а дети - слишком восприимчивы к окружающим условиям. Отсюда и мой первоначальный вопрос - всё-таки что-то в поведении родителей должно было быть не так...

Я сам в три года пытался соседскому псу вывернуть глаз - я помню! И мотивы мои были совершенно конкретные: у нас дома была плюшевая собака, у которой глаза были, как настоящие, и если их развернуть, можно было увидеть, что они пришиты ниточками, как пуговицы. Вот я и хотел посмотреть, как "пришиты" глаза у настоящего пса. Благо, пёс оказался добродушным и лишь клацнул на меня зубами, на что я искренне разревелся и побежал жаловаться маме. А уже в пионерлагере, лет в 10-11, мы втыкали (стыдно-то как) с пацанами слепням длинные сосновые иголки, прошу прощения, в заднюю часть туловища, и смотрели, как они после этого смешно летали... Но в этих действиях небыло паталогической агрессии, и из меня вырос вполне адекватный челове, а не жестокий ублюдок...

Почему мне показалось? "Букет - огламуренный веник" - это сильная оценка человека, его дарящего.

"Букет - огламуренный веник"

Не, Владимир, это как раз характеристика именно букета, а не человека :)) - мне большинство произведений современного флористического масс-искусства таковыми кажутся, независимо от личности дарящего (сама я их, как Вы понимаете, не покупаю :)). 

Что же касается детских "подвигов" и их исхода - тут все, конечно, зависит от многих факторов. Навскидку - 1) в одиночку или в компании (группа детей, как правило, более жестока) 2) возраст 3) систематичность 4) степень общего развития эмпатии и ее как бы широта, что ли (есть люди, которые способны сопереживать только родным, есть - только людям, а есть такие, у кого это вообще на весь мир распространяется - живой и неживой даже - я как-то про такую девочку здесь новеллку писала, но Вас тогда здесь, кажется, еще не было). Дети с очень развитой эмпатией никогда даже в компании не будут мучить сверстника, кошку или даже муху - им самим от этого будет плохо (а кому ж это надо?). Дети, у которых это все так себе, вполне могут "пойти на поводу". Ну есть и организаторы конечно...

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Лариса Гладкова, alla fleming

Эх!.. Понять бы, как это формируется... КАК на это влиять...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Екатерина, я    з н а ю    что в полтора года уже   ничего не изменить. В моем детстве в соседнем дворе удочерили девочку.Бабушка и мама, мужчин в  семье не было.Оба потомственные врачи. Взяли грудничка, с вишневыми глазами.Так все и говорили- надо же какой цвет глаз... Куколка, а не ребенок.Ровный,доброжелательный,  плюс музыкальная школа, скрипочка,   аккуратная одежда.. залюблена была. Исполнилось 16, мама и бабушка купили билеты на посл сеанс и оставили веселящуюся молодежь и еще  погуляли.Оказалось, что без ссор,девочка расстелила простынь сложила туда все ценное и просто ... ушла.Из дома. Искали месяц, или два - загуляла, влюбилась.Возвращали,увещевали, и  бестолку. Так и остались одни, без дочери.

Алла, не поняла. Вы что, думаете, что ее уход из дома в 16 был запрограммирован до ее удочерения?!

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Думаю, что та жизнь, которую ей предложили  - музыка, книги,умные разговоры,чистый дом  ,ей не  нужны именно "врожденно".Что она интуитивно всегда хотела- выпивать,валяться в луже собств  мочи, и даже приблизительно не испытывала к любящим ее людям  ничего, что бы напоминало привязанность. Как об стенку горох все сказки прочитаные ей, все сонеты,сыгранные ею, все утренники и платьица,все подарки и улыбки, все походы на балет .... вдруг вылупилось  то самое чудовище.И все.  До сих пор уверена- что это врожденное.

ей не нужны именно "врожденно"

Алла, а Вы разве не видели случаев, когда та жизнь, которую предлагают родители, не нужна совершенно родным детям?

Я, если честно, ничего особенно "врожденного" в описанном Вами случае не вижу. Если бы эту девочку усыновили цыгане, ее бы в 15 выдали замуж и в 16 у нее был бы грудной ребенок, с которым она бы нянчилась. Если бы осталась в детдоме, была бы еще какая-то, явно отличная от описанной Вами  судьба. А так - вот... Где врожденность-то? 

Я согласна с вами.Я имела в  виду- что врожденно у нее была тяга - пить, не  воспринимать ничего, что выше ее разумения, что никакими науками ее было не заинтересовать,что никакая музыка, танцы,и все- что могут предложить любящие именно девочке, не интересовали ее. А именно  в любых обстоятельствах ей всегда бы хотелось  алкоголь, не детей, а если бы -не дай бог ,родила- она бы даже  и не посмотрела на него.... как и случилось, просто ускользнула и все из роддома... вот  об этой "врожденности" я попыталась рассказать... или я заблуждаюсь?

что врожденно у нее была тяга - пить, не воспринимать ничего, что выше ее разумения

Алла, но ведь "разумение" эволюционирует, с ним не рождаются, да Вы и сами писали, что девочка в школьные годы была успешной умницей. Врожденная тяга пить - это что? Врожденный алкоголизм? Это бывает. Вот у меня, например, он есть - алкогольдегидрогеназа благодаря "подвигам" предков ни фига не работает. Шансы быстро спиться, если попробую, весьма велики. И что? Мне кажется, что жизнь и мы сами слишком поливариантны, чтобы говорить, что в младенчике уже заложена его будущая судьба...

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Так хочется в это верить, но разве не заложена не судьба младенчика , а его способности и ,скажем так, то, от чего он получает удовольствие?  Нет ,наверное, ответа...

Алла, многое заложено, не стану спорить. Темперамент, сила нервной системы, интеллектуальные возможности, внешность, здоровье, еще многое по мелочи... Но смотрите: сильный, креативный, агрессивный, безжалостный (во многом "заложено") - может стать успешным руководителем фирмы, банды, прорывного научного проекта, революции, основателем новой религии. Есть разница? :)) Но однозначно не сможет - врачом в детской поликлинике, клерком, домашней хозяйкой, водителем троллейбуса... И что? :)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Сергей Кондрашов

А мне кажется, это все же первый год жизни так повлиял - его бросили и не считались с его чувствами ( а может, и мучили), вот и он в ответ..

Наталия, про первый год жизни Олега мы действительно не знаем ничего. Но дети с такими же особенностями появляются и во вполне благополучных семьях - вот в чем загвоздка...

Эту реплику поддерживают: Владимир Андреев, alla fleming

... а дети, проведшие не один год, а всё детство в детдоме, вырастают вполне социально адекватными...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, alla fleming

Нечасто (процентов десять на сегодня), но конечно бывает...

Из него выйдет прекрасный политик...  Его ждет великое будущее...  и вы его сами к нему подтолкнули, показали дорогу...  уж лучше бы остался мелким бесом.  Право.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Если ему  в удовольствие  издеваться- то это врожденное.Он  не  избавится от своего удовольствия. Когда и в каких обстоятельствах это  проявится ... кто знает... 

Это недостаток эмпатии... нехватка в мозгу окситоцина.  который компенсируется таким вот образом. 

Если поднять эмпатию  ( даже внешним окситоцином)   - то это все уйдет. Но и мотивация   к свершениям и действиям   , жажда власти, тоже уйдет...

Поетому из таких людей получаются весьма интересные персонажи....  яркие.... особенно если их направить в то самое русло  комсомольско-партийной деятельности  или предпринимательства ... правда окружающим от того    лучше не станет...  поэтому я и заметил что лучше бы он остался мелким бесом...

 Согласитесь что большинство yспешных предпринимателей  вырастают вот именно из таких детей  с нарушением эмпатии. Они тоже нужны обществу...

а если серьезно-пресерьезно?всем садистам и мазохистам впихивать этот..... и все будет хорошо? мозг болеет ? его можно так немного подкорректировать? и все это знают и мучаются с такими детьми? 

Это относительно новые данные...  поетому  врач вам его не выпишет ...  То есть вот недавно стали это дело   детям-аутистам прописывать...  как некое  экспериментальное воздействие,  иногда действительно хорошо помогает  наладить социальный контакт...  то есть увеличивает чувствительность к эмоциям других людей.Но не всегда... 

Пока это в фазе научной разработки...  Но я люблю эксперименты...   на себе и на знакомых...

Вот этот просто отлично пошел.... до сих пор ни одного побочного эффекта  за исключением   проблем с либидо ( оно заметно повышается)  и проблем с алкоголем... окситоцин  хорошо с ним сочетается,  но не дает возможности почувствовать себя пьяным... 

То есть можно пить, пить и пить  и при этом быть совершенно трезвым.  и веселым...  но в какой-то момент наступает конечно пêрелом  и отказ нервно-мышечной системы... то есть можно просто упасть на ровном месте.   Я всех предупреждаю об этом эффекте...

Алла, но ведь он по обстоятельствам не знает многих других удовольствий. Может быть, если узнает, то сработает универсальный закон сохранения вещества и энергии?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Действительно, загадок много... Читала и вспоминала свое детство - девочка из внешне благополучной и интеллигентной семьи, тихая и скромная, почти, как мне казалось тогда самой, незаметная, из тех, что мухи не обидит... В душе носила очень много боли и сложно, как поняла потом, переживала "недостаток" любви со стороны близких, отсутствие необходимого ребенку внимания... Первые четыре года жила у бабушки, которая не сильно церемонилась с детскими чувствами...В подростковом возрасте у меня бывали приступы, прямо скажем, недетской  и не "девочковой"агрессии. Когда потом я работала со всеми этими вещами, разбиралась, что откуда взялось, поняла, что, именно из отсутствия тепла и внимания в самые первые годы жизни.

У меня была клиентка, взрослая успешная женщина, которая не могла понять происхождение приступов паники, когда ее муж уезжал в командировки. В процессе работы поняли, что причина в том, что ее рожденную раньше времени, как было тогда положенно, поместили в кювет. И таким образом, она почти 35 лет, чувствовала себя брошенной...

Может, проблемы Олега, действительно родом из того малоизвестного всем периода...Кроме, того, ребенок очень чутко улавливает все сомнения взрослых в его адрес и отсутствие безусловной любви.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Владимир Андреев

Да нет проблемы эмоции разбудить...  у самого без-эмоционального ребенка. разводите 300 мкг кристаллического чистого окситоцина в 30мл воды Виттел  ( там солевой баланс хороший) И в носопрыскалку заливаете.   3-4 раза в день  по одному сниффу  в каждую ноздрю.  Просто и эеффективно....  потом этот эмоциональный паттерн  закрепляется в мозгу  и все ... начинает работать и без внешнего окситоцина.

разводите 300 мкг кристаллического чистого окситоцина в 30мл воды Виттел

Не знаю, кто станет это делать, но точно не я...

Владимир, Вы эти 300 мкг уже раз пятый по самым разным поводам в разных местах сноба предлагаете, так Вы сами-то пробовали? Если да, то, судя по Вашим текстам, оно Вам не очень помогло... :)))

Ну как  судить....   я вот даже сейчас прямо  его занюхал....   Мне оно нравится , правда...  и знакомым моим тоже нравится,  а уж те кто кокаинчиком балуются вообще от него без ума. ...

По-моему оно помогает...  по крайней мере способность читать эмоции  на лицах других  вырастает на порядок..  Другое дело что и чувствительность к негативным эмоциям тоже на порядок вырастает.... что вы собственно и отметили в моих постах. Они стали очень эмоциональны.

Честно говоря, Владимир, я за другие методы пробуждения эмоций у детей!Только подлинные теплые чувства ближайшего окружения!

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Химически - это оно и есть - стимуляция производства окситоцина в мозгу.

Ну естественно есть куча способов стимулировать окситоцин без химии...   Соцальный контакт, похвала, лесть, вкусности, подарки, массаж, мастурбация , оргазм...  это все химически  одно и то же -  Окситоцин.  Ну еще там Допамин есть конечно...  куда ж без него, но он больше в  условном поощрении работает...  а окситоцин работает  безусловно... независимо ни от чего.

Может быть, если периодически стимулировать эмоциональное состояние таким способом, то этот самый окситоцин перестает вырабатываться естественным путем или вырабатывается недостаточно?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, alla fleming

Да все наоборот... мозгу оно так нравится  что он сам начинает его вырабатывать....  просто ему надо показать  перспективы... Ну запустить процесс то есть.

Я как инженер-системотехник привыкла рассматривать человеческий организм как самодостаточную систему, вырабатывающую все необходимое без вмешательства извне (имеется в виду здоровый организм). И дополнительные воздействия в виде искусственно добавляемых гормонов, например, производят как раз обратную связь - организм снижает их выработку, т.к. его датчики показывают и так высокий их уровень.

Возможно, все не так просто, как в технике. Пойду учить матчасть...

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф, Алия Гайса

как правило оно так и есть...  Но в данном случае  несколько по-другому работает.  

Вообщем-то этот спрей в нос с окситоцином  ( Синтоцинон) выписывают матерям  после рождения ребенка  при нехватке молока ... он усиливает эпатию матери к ребенку  и стимулирует продукцию молока. 

Причем курс весьма короткий , примерно одну неделю длится,  тут именно что запускается естественный процесс взаимной  эмоциональной зависимости  который потом сам собой уже поддерживается.

Если у ребенка не было этого периода запуска эмпатии...  то откуда ж ей взяться?

Когнитивными заплатами можно только монстров создавать... всем удобных  и родителям и учителям  и окружающим  ...  но монстров, беспощадных, не испытывающих эмпатии к людям  но умело изображающим  эту самую  эмпатию. 

А по-сути - мучителей  и садистов .

  И все что им надо   для пробуждения  эмпатии это уже в  раннем детстве получить постоянный источник окситоцина в мозгу...  нормально он приходит от матери или любого близкого любящего ребенка человека ... но если этого человека  нет  - что делать? надо нюхать.

Это химическая замена  той самой  материнской безусловной любви. По-моему  в нашем обществе действительно  огромная нехватка окситоцина наблюдается...  очень многие  люди не испытывают эмпатии к другим людям  и окситоцин  может стать как раз тем волшебным золотым ключиком  открывающим этим людям дверь  за нарисованным на стене очагом  в Волшевный Театр Эмпатии.

Это ведь прекрасный и удивительный мир... хотя конечно и не без заморочек.

Ох, жуткое дело, конечно. Но ведь не все сироты или дети, которых никто особо не приласкает, становятся садистами. Кто запускает им эту самую эмпатию?

Окситоцин  и запускает... во время родов  он заливает мозг  и матери и ребенка  в огроомном количестве.  Это предохраняет мозг  новорожденного от повреждения  от нехватки кислорода  ведь ребенок не сразу начинает дышать, а у матери  стимулирует сокращение матки и запускает  особую эмоциональную связь с ребенком.  Поэтому  если мать решила отказаться от ребенка  то его надо сразу отнимать  и ни в коем случае не давать ей войти в контакт с ним, иначе она передумает. 

Потом   в первые недели  и далее   физический контакт с матерью  ( да с любым человеком)  вызывает у ребенка выброс окситоцина в мозгу  который создает чувство защищенности и спокойствия...снимает тревогу... именно этот человек и становится для него источником чувства безопасности...  потом это переносится на других людей...  вот процесс эмпатии и  пошел....

Это все происходит очень быстро... буквально в первые недели...   если упуститЬ  - то все, на всю жизнь проблема с эмпатией, тревожность  , сложности с социальным контактом.... ну и в крайних случаях - выраженная социопатия. 

Когнитивные заплатки  на мозг  конечно помогают контролировать поведение , но проблему не решают.

Так Вы же сами знаете, что в кювет раньше клали всех новорожденных. А брошенной чувствовала себя только эта женщина? А остальным лялькам по барабану был это кювет?

Мне кажется, здесь ситуация сочетанная, как и пишет Катерина: и детодом в младенчестве, и неизвестная никому наследственность и условия вынашивания, и неидеальное воспитание приемными родителями.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Мария, эта женщина в кювете провела около 2-х месяцев!

Но Вы правы, что у всех, когда их впервые дни жизни "отнимали" от матери, в той или иной степени испытывают это чувство брошенности.

Факторов, действительно много и разных, но это один из первых, так как связан с моментом рождения

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Сейчас таких детей очень много. Недоношенных, с разными отклонениями в развитии и пр. Они что, все вырастают вот такими монстрами что ли? Блин, их же с каждым поколением все больше и больше!

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Мария, в мире, где много нелюбви растут такие дети, увы.

Ребенку необходима любовь прежде всего, для нормального личностного и эмоционального развития.

Не все вырастают монстрами, если человек в состоянии осознать, что с ним происходит и работать надсобой, то многое можно изменить...

И очень много значит любящее и поддерживающее окружение

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Не все вырастают монстрами, если человек в состоянии осознать, что с ним происходит

Ирина, это ведь точно не наш случай. Полуторагодовалый (и даже семилетний) ребенок, первый год проведший в детдоме, точно не может осознать, что с ним происходит, и не может "над собой работать"... А само по себе двухмесячное пребывание в кувезе для новорожденных точно не ведет к паническим атакам в зрелом возрасте, иначе (при обилии успешно выхоженных семимесячных детей) эту корреляцию уже давно заметили бы и описали. Наверняка там было что-то еще, скорее всего в отношениях мужа и жены...

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Анна Зарембо, alla fleming

Катерина, я как Вы считаете, была ли возможность у родителей направить воспитание ребенка из минуса в плюс еще в детстве. Примерно таким же образом: стараться понравиться другим? Или ему потребовалось испить чашу человеческого презрения, ненависти и боязни, чтобы понять ценность позитивного отношения к себе?

А в мирное русло его отрицательный заряд можно было пустить в детстве - в бокс отдать или что-то подобное? 

Мне кажется, бокс вряд ли помог бы, Мария - ведь у Олега это не агрессия в прямом смысле слова, когда малыш просто колотит всех в песочнице, кто потянул руку к его лопатке. Его состояние много сложнее и, в каком-то смысле, социально опаснее. 

Можно ли было корректировать раньше? Мне очень хочется думать, что да. Олег неэмпатиен по природе, но его изначальное поведение во многом было исследовательским (на что тут уже указал Владимир Андреев). Но поскольку оно сильно выходило за границы этики современных взрослых людей (такой же шок описывает русский этнограф-народоволец, сосланный в Сибирь. Он наблюдал обычных корякских и чукотских детей и был ужасно потрясен их "нечеловеческой" жестокостью), а ребенок был приемный... Конечно, родители наделали вполне понятных ошибок, а Олег отреагировал, как сумел...

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, Мария Овчинник

Вот посмотрите еще на одного беса.  Такой же как Олег  по-сути своей..   Он   вырос  и угрожает терактом стране  в которой он вырос  до своих 20  лет  и в которой живут его настоящие  родители.  И сам он национально безупречного происхождения.  А вот подиж ты... генетика какая-то странная у него.  Зачем ему все это мученичество  за веру ?  тем более что за чужую веру? Ведь явно не 70 девственниц в Раю  мотивируют его на  такое противостояние с родиной..

Катерина, у меня прямо волосы зашевелились при мысли о собаке.  А что делать, если маленький ребёнок так себя ведёт? 

У любого нормального человека из нашей современной европейской культуры волосы шевелятся при мысли о той собаке. А Вы читали выше коммент Владимира Андреева о его собственном детстве? Поймите, Таня, полуторагодовалый (и даже трехлетний) Олег еще не был человеком из современной европейской культуры. (И ему не по кому было себя измерить в детдоме, как часто очень рано делают "домашние" дети, желающие положительных поглаживаний от значимых взрослых). Он был наполовину зверьком, наполовину - первобытным исследователем. Вы когда-нибудь видели, как играет с полуживой мышью молодая кошка? Волосы не шевелятся? Выше я писала про народовольца, который наблюдал чукотских детей в конце 19 века. А как Вы думаете, как ВЫГЛЯДЕЛО естествоиспытательство, то самое, которое двигало науку (не у детей, у взрослых - двигало), в античные времена? В 17, допустим, веке в Европе? (Я малочувствительна, но визуал, поэтому гоню от себя эти знания). Я где-то читала, что в ШКОЛЬНУЮ программу в США до сих пор входит приготовление нервно-мышечного препарата из живой лягушки. Вы знаете, как это делается? (я биолог, я знаю)...

Кстати , я вот тоже заметил,   в давние еще времена,   что отключение эмоций при работе с лабораторными животными   требует  неких  особых  и достаточно мощных  сознательных усилий...

И все равно   бывает  что эмоции пробивают защиту  и начинается тошнота  и головокружение.... типа как начинаеtся процесс потери сознания...  надо остановиться  выйти в коридор, подышать воздухом...  и продолжить дальше...  массовое убойство.

В начале  это всем  таk сложно, но потом мы все как-то привыкли  и перестали реагировать.  кстати девушки почему-то проще это переносят  чем парни.

То есть проделывать то же самое с домашним животным   проблематично....  если только речь не идет о какой-то операции скажем для благой цели...

приготовление нервно-мышечного препарата из живой лягушки.

Я безумно хотела быть биологом (точнее, биохимиком). Родители были против и одним из главных аргументов было именно препарирование/эксперименты над животными. Для пущей убедительности меня привели к их приятельнице, зав. лабом, которая действительно показала как работать с мышами и крысами (я их до сих пор боюсь), а также эксперименты с собаками.Их глаза я, наверное, никогда не забуду.............   

С другой стороны, я спокойно могу сделать укол, поставить капельницу,промыть рану, наложить повязку как родным, так и чужим. Не потому что нет сострадания, а потому что в определенных ситуациях как бы зажимаешь свои эмоции в кулак, думая только об одном - как помочь. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Лариса Гладкова

Ужасно всё это выглядело и выглядит. Про то и вопрос. 

Если ребёнок начинает мучить собаку, что делать, чтобы он понял, что этого делать нельзя? 

Наверное со мной то-же что-то не то, но если бы я усыновила ребёнка, а он выколол глаз моей кошке, я бы, наверное, вернула его в детдом.

Эту реплику поддерживают: alla fleming

А если бы это сделал Ваш ребенок, куда бы Вы его вернули?

Что делать? Всеми доступными способами показывать, что Вам это отвратительно и Вы этого не позволите. Что же еще?

Наверное мне стоило начать вопрос с пояснения, что про таких людей/детей я слышу уже не в первый раз и у меня по поводу такий детей своего рода фобия.

Насколько я понимаю, моё неодобрение им в принципе так же безразлично, как и собакино.  Поэтому единственное, что я могу придумать - это искоренять такое поведение в зародыше, если надо то по принципу Талиона (без членовредительства, конечно).

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Ирина Громова

Не, с детьми (особенно с маленькими) принцип Талиона обычно не работает - у них совсем отличные от взрослых системы координат. Ваше поведение не может быть безразлично ребенку, ибо родитель (родной или приемный) - жизнеобеспечивающая структура, вроде солнца для дневных птиц или дождя для растения. Поэтому, что бы Вы ни делали, ребенок ВСЕГДА реагирует (в рамках отпущенных ему возможностей). 

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, Таня Ратклифф

То есть, получается, в описанной Вами ситуации родители таки могли теоретически спасти собакин глаз, продемонстрируй они своё недовольство более явно раньше?

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

могли теоретически спасти собакин глаз

Наверное, да. Если бы сразу преодолели вполне понятные пороги (ребенок из детдома, неизвестно, что с ним раньше было, адаптируется, надо быть терпеливыми и т.д.) и дали реакцию, понятную мальчику (ведь мы вполне можем допустить, что в детдоме его просто шлепали, когда что-то было "нельзя").

И как интересно повернулся разговор (плюс см. коммент Ирины ниже) - ведь в первой части в основном обсуждали, можно ли было спасти ребенка...

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Катерина, мне кажется важным в этой истории, что родители-приемные. Я не была усыновителем, но с чужими детьми я всегда была как-то сдержанней, чем со своим.. Может оттого они и "проворонили" момент для жесткого подавления?

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Наверняка. От сдержанности и неуверенности в себе.

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Катерина, я б своего прибила за собаку..Нмв, родителям надо было раньше вмешаться, тогда собака была цела. Прошу прощения за этот свой коммент, меня очевидно собака беспокоит больше, чем ребенок.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф, Лариса Гладкова, alla fleming

Что ж, как только они его "прибили", он животных мучить перестал. Переключился на людей.

И, кстати, почему-то никто из участников дискуссии не обратил на это внимания - Олег НИКОГДА не проявлял никакой агрессии и даже неуважения к приемным родителям. Какие бы ошибки они не сделали, и как бы они к нему не относились, он-то их совершенно принимает...

А мне почему-то кажется, что переход от животных к людям здесь закономерный и эволюционный, если можно так сказать.  Маньяки обычно тоже начинают с животных, насколько я понимаю.

Маньяки обычно тоже начинают с животных

Да. Запишем в будущие маньяки всех чукотских детей, которых видел народоволец Богораз? Таня, я сама вполне современный, европейски-гуманистически скроенный человек и Ваша фобия для меня вполне понятна. Но альтернатива-то - объявить часть истории человечества несуществующей и полуторагодовалого ребенка-сироту безнадежным и не подлежащим "исправлению"!

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Подождите, Катерина, что-то мы с Вами каждый о своём.

Я говорю о людях, у которых в принципе отсутствует эмпатия/повышена агрессия.  Нмв это какое-то нарушение - патология.  Другими словами, чукотские дети к этому случаю отношения не имеют - там другая культура, и вырасти чукотский ребенок среди европейцев, он бы так себя не вел.

Что касается исправления, то я, конечно, здесь не специалист, но из Ваших ответов выходит, что, кроме физического наказания он ничего не понимал, но физическое наказание привело к переносу агрессии на людей.  Замкнутый круг.

Таня я не знаю, что он понимал в полтора года. Я видела его только в 14. В полтора года все дети в чем-то - "чукотские" ( маленькие зверюшки). Но они способны обучаться, ориентируясь на внешнюю среду и исходя из своих возможностей. Я думаю, что состояние Олега - сочетанное. Сниженная эмпатия (биохимическое нарушение или другая органика) и дистанция, которую родители установили на "чукотском" этапе его развития и которая (на фоне и так сниженных возможностей) препятствовала его полноценному обучению. В саду и школе это тоже была исследовательская программа, извращенная - уже без всяких кавычек.

Вы, конечно, эксперт, Вам виднее.  Я, могу сказать, что знаю - это не Вы даёте названия своим статьям и т.д.., но вводную:

"Эксперимент с чудовищем

Он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек, он воткнул карандаш в глаз собаке. И вот он подрос и пошел в школу"

трудно переварить под соусом "здоровое детское любопытство". 

"Почти сразу, как появился, он стал мучить нашу старую собаку. Мы запрещали ему, он понял и старался делать это тайком. Потом он воткнул карандаш ей в глаз…" ... опять же не соответствует моим представлениям о "духе исследований", к тому же, если я правильно поняла, это происходило ещё до того, как родители установили дистанцию. 

Ну да ладно.  Полемику на этом прекращаю, сделав для себя вывод, что на Чукотку мне лучше не ездить для сохранения душевного здоровья. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

"...их совершенно принимает"

Значит, не такой уж он патологичный? Научится и других любить и принимать? В детстве многие совершают жестокие поступки, сама за многое стыжусь, но потом как-то проходит ведь?-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Он совершенно патологический. Но мы не знаем точно - отчего это. И исхода не знаем. Любить он не умеет, и сочувствовать не умеет, даже не понимает, что это вообще... Не знаю, может ли такое "пройти"...

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, alla fleming

Тогда, мое мнение, к Кайгородову! Или ждать, когда выколет глаз человеку и будет изолирован..

Знаете, когда моему сыну было пять лет, я стала серьезно очень напрягаться, что он не просит собаку, я полагала это патологичным, как можно не хотеть собаку? В моей голове это не укладывалось.. Я очень переживала его эмоциональную недоразвитость, но вскоре выяснилось, что он просто кошачник, любую тварь тащил на руки, обнимал-облизывал, а я, мягко говоря, к кошкам равнодушна, их просто не было рядом с ним в его первые годы-)))))))

А котенка, который замучал до смерти только что вылетевшего из гнезда птенчика, Вы бы тоже прибили? ;)

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Вот! А ребенок (мальчик) - тот же шкодливый котенок. Бить детеныша ближайших родственников шимпанзе за убийство мелких зверюшек - бессмысленно. При правильной социализации, любовь к отрыванию лапок и крыльев проходит сама в конце полового созревания. Это просто такой способ играть. А взрослые самцы почти не играют. Можно, на мой взгляд, просто сказать "фуу! как противно это выглядит! никогда не делай такого при мне и при других взрослых! взрослому человеку стыдно такое не только делать, но и видеть!". Имхо.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Ирина Громова

Сергей, не судите строго, во-первых я никудышный воспитатель, во-вторых предпочитаю собак и людям, и детям, и-задумалась?-даже детенышам шимпанзе. А про остальных и говорить нечего, конечно, собаки важнее!

Эту реплику поддерживают: alla fleming

По-моему, не совсем корректное сравнение.  Котёнок замучает птенца потому что он учится добывать себе еду.  Более подходящее сравнение было бы котёнок, выцарапавший глаз ребенку.  А так, извините, мы все едим мясо и (и значительную часть его выбрасываем).

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, alla fleming

Во всех случаях это исследовательский инстинкт, Таня. В случае Олега извращенный, с точки зрения современного европейца и нормальный с точки зрения взрослого чукчи конца 19 века.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Еще неплохо внятно объяснить (показать для маленького неговорящего ребенка) какие именно чувства и желания в родителях такое поведение ребенка вызывает. Эмпатия эмпатией, а условные рефлексы никто не отменял.

А, может , показать как это больно? Прямо взять за пальчик - и чуть сильнее потянуть? Дать почувствовать? Нет?

Это и будет примерно такая игра, в которую играют мальчики с мелкими зверушками.Зверушки обычно успевают понять, что с какого-то момента это больно....

Эту реплику поддерживают: alla fleming

"Взрослые самцы" "играют" регулярно уже несколько тысячелетий. Особенно много играли в 20 веке. А впереди весь 21-й ).

Взрослые как раз не "играют". Они реализуют наработанные в детских играх навыки.

Разве у котенка не инстинкт?И разве у 9летнего это не удовольствие?

Алла, все наши (и человеческие и котенкины) инстинкты "подвешены" природой именно на удовольствие - примерами пищевой, половой...

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Катерина!

Прочитал я про Вашего начищающего Нерона. Поздравляю с таким с ног  сшибательным потрясающим результатом! Однако,боюсь, что одна психотерапия ему не сильно поможет на длительном отрезке времени.

По Вашему описанию он в высокой группе риска  с большим шансом докатиться до квалификации убийцы со временем , как минимум дослужиться до начальника ИК.

Вы приводите  симптомы ,типичные для этой группы тяжелых юных социопатов. Боюсь, он проскочил  стадию, когда  Oxytocin   мог помочь.

 Его способности по математике не обещают никакого иммунитета от зверства. Нередко этот тип  больных-преступников имеет высокий IQ  и низкий  EQ. Ted Bondy имел IQ=147!

Я бы его хорошо пообследовал, включая анализ мочи на тяжелые металлы... Думаю, что детский психиатр порекомендует лекарство. Может , Вам, как психологу, это покажется и преждевременно, но не ждите , когда будет поздно.

Специалисты из судебно-психологического отдела Академии ФБР "шутят", что учительницы уже в четвертом классе хорошо знают , будущих серийных убийц.

Несколько лет назад ко мне привели пяти летнего очаровательного мальчика, сына мамы, подсевшей на кокаин во время беременности. Он  сказал воспитательнице в детсаду , что хочет "пнуть ее ногой в беременный живот, чтобы она родила мертвеца". Ко всему он лупил сверстников. История длинная , но после двух неделей лечения Risperdol он стал "идеальным" ребенком И даже  останавливал других детей.Естественно, он продолжал получать лекарство и после улучшения.

Очень интересно будет услышать о Вашем "монстре" через 3-4 месяца.

К сожалению,  психиатрическая генетическая уродливость еще страшнее  коллекции из "кунксткамеры."  Только там  кошмарные физические аномалии наглядны,  очевидны и бесспорны, а в психиатрии не хочется верить, что в два года и уже "здравствуй ужас!".  Наш  гуманный мозг не в состоянии это воспринять в отношении детей   без специального  длительного  профессионального образования, так как хочется верить в лучшее...

Если  такие детки, как Ваш больной, не становятся садистами-уголовниками, то трудноустраиваются в ИК14 , про которую описывала Надя Толоконникова и ее сокарменницы в New Times. Недолечили, точнее недодиагностировали  этих садистов в свое время.

Эрнест, у нас такие случаи не являются показанием для психиатрического лечения.

про пятилетнего малыша я не очень поняла - он теперь все детство будет жить на лекарствах? А как же он справится со своими инстинктами и желаниями, когда однажды перестанет их принимать?

Катерина!

Я Вам не скажу за всю Одессу...

Правил нет, а есть каждый отдельный случай. Что будет дальше зависит от прогресса науки. Но если у ребенка диабет, то он должен всю жизнь получать лекарство, тк это генетическое заболевание. Если больной  ребенок имеет алкоголизм, то  это тоже генетическое заболевание и его надо держать на Vivitral, а не ждать, когда напьется за рулем .

К сожалению,  в жизни нет идеальным решений. Я стараюсь выбрать лучшее из худшего. Естественно, перед назначением лекарства я возьму у больного генетический тест, который позволит назначить ему самое подходящее для его  биологии лекарство.

Некоторые Ваши  и мои участники дискуссии подозревают, что врачи получают откаты от фармацевтических компаний.  У нас это  уголовное преступление. Не знаю никого, кто бы рискнул дипломом.

Если больной ребенок имеет алкоголизм ... его надо держать на Vivitral

Эрнест, я не врач (у меня психологическое образование и специализация по медицинской психологии), и поэтому я не имею образовательной и этической возможности обсуждать с Вами назначение (или неназначение) тех или иных лекарств.

Малыш-агрессор

Катерина!

Долгое время считалось,что дети не моут иметь маниакальнo-депрессивные заболевания. 

Пару лет назад Международный конгресс детских психиатров принал наивность такого подхода. Соответственно изменили лечебные стандарты.

У нас тоже разногласия между психологами и психиатрами, но диагностические правила едины и разрабатываются врачами.

Где-то на сайте Сноба есть информация о встрече участников проекта с Т. Черниговской, профессором из Питера, специалистом по мозгу.

Насколько я поняла из прочитанного, с ее точки зрения нет никаких сомнений в том, что человеком правит биохимия и коррекция поведенческих аномалий все-таки только лекарства.

Мозг управляет нами, а мозгом управляет врожденная биохимия, независимо от нас и наших желаний. Боюсь, что в этом свете даже наша "работа над собой" малоперспективна.  Первая лекция Т. Черниговской называлась "Зачем мы мозгу?" Завтра в Москве будет третья лекция из этого цикла. Надеюсь, что картина немного прояснится:)

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, Лариса Гладкова, alla fleming

профессором из Питера, специалистом по мозгу

 Одна из точек зрения. "Специалист по религии" расскажет Вам про другую, практикующий психоаналитик про третью, а  "специалист по расстановкам" - четвертую (причем, что характерно, всех их можно отыскать в недрах "сноба" :))). Истина в каком-то приближении, я полагаю, как всегда, нашлась бы методом, близким к триангуляции... :)) 

Эту реплику поддерживают: alla fleming

на стороне доктора наук Т. Черниговской научно подтвержденные факты в отличие от "специалиста по религии")) или "по расстановкам"))

Светлана, один из самых строгих ученых (в плане организации научного эксперимента) Г.Селье ("изобретатель" стресса) говорил приблизительно следующее (цитирую по памяти): новой теории, которую представляет общественности исследователь, обычно не верит никто, кроме самого исследователя. Фактам, которые представляет этот же исследователь, верят все, кроме самого этого исследователя. (это потому, что он-то доподлинно знает, сколько сослагательного наклонения в этих фактах - КМ) Я сама была ученым и знаю, НАСКОЛЬКО прав Г.Селье... :))) 

Эту реплику поддерживают: Светлана Кузнецова

Светлана!

Да, это так.  Единственная загадка следующих 200 лет-это как слова превращаются биохимию в мозгу

Да, Эрнест, профессор Черниговская тоже на последней лекции сказала, что самым важным исследованием будущего будет исследование мозга - самого сложного явления во вселенной.

Проблема только в том, что мы, т.е. наше сознание, являющееся производной мозга, не можем его изучить: менее сложные системы не могут изучить более сложные. А раз сложнее мозга ничего нет, то и полному пониманию он никому не поддастся. Заколдованный круг однако:) 

Вот такая дикая идея  ...  ведь социопатию можно рассматривать и как некий врожденный талант  который просто надо направить в приемлемое для  общества  профессиональное занятие, то есть туда где он востребован именно таким вот садистом  без эмпатии. 

Мясник, зоотехник, службы отлова и уничтожения бродячих животных,  военное дело (  там где нужны серийные убийцы,  не имеющие пощады к врагу)....  да мало ли ли есть таких занятий  где такие люди могли бы найте себе  полезное применение. 

То есть нужна некая система  ранней профориентации и ведения подобных детей.  Чтоб им не надо было бы скрывать свою природу  от других...  чтоб они приносили пользу обществу  и гордились бы своим талантом  так же как другие гордятся своей особо высокой эмоциональностью  и добротой.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, alla fleming

Не дикая. "Героизировать" и направить на пользу популяции можно почти все существующее. Иначе бы его просто не было. Главное - вовремя понять, что оно такое и как с ним обходиться. Следующий мой материал в следующий понедельник будет в какой-то степени продолжением этого разговора :)))

ну не знаю, вряд ли хоть один здоровый психически родитель хотел бы растить (именно сознательно воспитывать!) будущего мясника, уничтожителя домаш животных или серийного убийцу ..

может и ошибаюсь ...

 Ну вот скажем есть такая профессия как палач...  он на эшафоте рубит людям голову  при стечении народа.

Ну почему от собственно должен стыдиться своей профессии  и не желать своему сыну пойти по его стопам  и получить в наскедство эту весьма доходную должность?

Вот палач  по вашему - это психически нормальный родитель?

И продолжим,  вот сидит человек в бункере  и играет,  управляет беспилотником  где-tо далеко-далеко,  на другой стороне земли... находит цели, стреляет, ....  а потом приходут домой  к  жене и детям  и гордо рассказывает сколько он врагов сегодня уничтожил...

Почему он должен скрывать свою работу от сына  и не желать ему подобной работы?  Вот он психически нормальный...или нет?

Лариса!

Агрессивность заложена генетически.Родители должны это задавить.

Готовлю статью "Серийный убийца- мой друг"

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Светлана Кузнецова

социопатию можно рассматривать и как некий врожденный талант

Владимир!

не уверен. Несколько раз лечил б-ных, которых из Американской армии комиссовали из-за повышенного уровня агрессивности.

Агрессия - это эмоция...  такие люди очень быстро эмоционально выгорают  и теряют ценность как солдаты... Именно поэтому они и непригодны.  Им в боксеры надо.

Надежный  солдат  - это тот кто никаких эмоций не испытывает, просто спокойно убивает  врага  и выполняет задание   не испытывая никаких эмоций...  ни положительных ни отрицательных.  Независимо от случайных инцидентов  с гражданскими лицами... ну бывает во время боевого стресса  и ребенок может попасться в под пулю  и женщина беременная...Все нафиг...  их нет.  Они неживые

.Для этого существует специальный тренинг... сначала на куклах их тренируют  пока порог  чувствительности не снизится  и пока не подавится  то что мы в обычной жизни называем эмпатией... 

Там сложная система  тренировки на самом деле...  и именно поэтому если у парня   уже  от рождения нет эмпатии - то это ценный талант.

Сухопутная кессонка или между войной и миром

Владимир! 

Как оказалось , проблема- это  сделать  из солдата гражданина.  Некоторые застревают  в войне, точнее в пространстве между войной и миром .

Мы с Вьетнамом до сих пор не можем разобраться. А тут еще Чортов Ирак с Афганистаном.

Требуется уйма психиатров и за хорошие $$$. Стране скромно не хватает около 3000  специалистов.

Это неподьемная задача , вернуть гражданина в профессионального солдата.  Это как тигра  попробовавшего мяса человека  обратно в ласкового   ручного зверя  превратить. 

  Ее надо просто   как-то переформулировать  и таким образом и решить.

Возможно надо какие-ро спецрезервации для таких солдат   сделать...  пусть продолжают   там жить как на войне....  по своему  военному разумению,  а за пределы не выходят  и мирным людям жить не мешают...

 Или дать им возможность просто отправляться  в горячие точки наемниками  работать  на других  людей  кому  солдаты нужны.

Вообщем не перевоспитывать  а как-то от них избавиться. Как-то гуманным образом.  Все-таки пользу обществу они принесли.

 

Новости наших партнеров