Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Иван Охлобыстин

/ Москва

Иван Охлобыстин: Акцентики

Шумит пресса о выявленных дисциплинарных нарушениях в Боголюбовском монастыре. Мол, мучают детишек злые монашки, «царебожницы»...

Иллюстрация: Александр Поваляев
Иллюстрация: Александр Поваляев
+T -
Поделиться:

В жестоком обращении по отношению к воспитанникам приюта и к себе 16-летняя Валентина Перова обвиняет монахинь обители.

Илья Архипов, «Комсомольская правда», 22.09.2009

Шумит пресса о выявленных дисциплинарных нарушениях в Боголюбовском монастыре. Мол, мучают детишек злые монашки, «царебожницы», тяжести заставляют носить и целыми днями напролет молиться. Может и так, не знаю. Знаю, что у нас тысячи бездомных детей по канализациям жареных крыс едят, знаю, что Россия — на черном рынке один из самых крупных поставщиков детских органов для трансплантации, знаю, что сотни тысяч талантливых русских детей лишены возможности получить высшее образование по причине отсутствия у их родителей достаточных средств. И еще много чего знаю. Удивляюсь даже, почему при таком положении дел в столичных ресторанах еще не предлагают стейки из детской, парной грудинки. Как не додумались? Все равно пропадает.

Много вопросов, мало ответов, да и те, только когда от них тиражи растут. Не нужна правда никому: ни газетам, ни читателям, ни вам, ни мне. Потому что я не выпендриваться деепричастными оборотами должен, а пытаться мир лучше сделать. Но Бэтмен — это хобби, а у меня семья и свои дети, которым и за школу, и за кружки, и за дополнительный английский платить надо. Сволочная жизнь. Или просто жизнь. По-другому могло быть, только если бы я монахом стал и сидел бы где-нибудь в скиту, на краю света, читал бы про себя по десять тысяч раз в день Иисусову молитву и не имел бы ни семьи, ни родителей, ни других житейских «бы». А в «разоблаченном» прессой Боголюбовском монастыре этих «бы» полно: дети алкоголиков и наркоманов, насельницы с противоречивыми биографиями, коммунальные платежи и общая общественная сумятица.

Настоятельнице монастыря матери Георгии в вину ставят ее инициативу, с благословения духовника монастыря архимандрита Петра, жить по древнему, строгому уставу. А я ее понимаю. Нас в армии сержант учил: если болят зубы, а с поста уйти нельзя, положи гильзу в сапог, под пятку, «плохо» надвое поделишь, и вроде уже не так плохо. Аскеза оживляет, в этом ее основная задача.

К слову: и матушка Георгия, и отец Петр — люди, сами ведущие исключительно аскетичный образ жизни, и обвинить их в двойных стандартах никак нельзя. Что же касается обвинений отца Петра в ереси царебожия и отказе принять ИНН — это его позиция, и он имеет право ее иметь. Мне ИНН тоже претит, хоть и по другим причинам. Не хочу кормить госкорпорации.

Я не пытаюсь кого-то оправдать, я пытаюсь избавить от иллюзии «объективности». Нет ее, этой объективности, есть уже упомянутая мною жизнь, которая пусть и заставляет родителей отдавать своих детей в монастырь, но хоть не в подпольный пункт трансплантологии и не в публичные дома для «состоятельных господ с фантазией». Акцентики надо уметь правильно ставить.

P. S. И печатал я эту «благородную» статью в ресторане «Тханг», где заодно поел на четыре тысячи — половину среднестатистической зарплаты обычного россиянина. И кто я после этого? А ведь мог и не писать об этом. И кто бы я был? Акцентики, братья и сестры. Акцентики.

Комментировать Всего 23 комментария

Иван, вот, вроде бы, Вы и верно все написали... Но сравнивать одно плохое с другим, менее плохим (типа одна только гильза в сапоге, а зубы-то не болят!) верно ли? Плохо и то, и другое. То "плохо", которое чуть лучше – все равно не хорошо. Если в монастыре деткам не вырезали органы и не отправляли их на панель, значит ли сие, что и на том им спасибо? Может лучше без акцентиков шуметь обо всем плохом, что происходит?

Иван Охлобыстин Комментарий удален

Конечно, неправильно, что шумят об одном, а о другом не шумят. Но и то, и другое – более чем веская причина пошуметь. Пусть уж продажные СМИ шумят о чем могут. Все хоть какая польза...

Иван Охлобыстин Комментарий удален

Акцентики - это и есть двойные стандарты. Я против насилия над личностью, какой бы она ни была: публичный дом или жесткая аскеза религиозных фанатиков. И то, и другое калечит. И почему Вы, Иван, решили (как всегда слегка юродствуя), что Вам лучше известно, кому насилие простится, а кому нет? Вы же сейчас так же слегка мухлюете, как и желтая пресса - лучше монастырская тюрьма, чем продажа детских органов. А по-моему, ничто не лучше...

Абсолютно правильно, Наташа, Согласна с Вами! Кто знает, в какие тяжкие могут удариться воспитанницы в будущем, если решат не оставаться в монашестве.

Иван Охлобыстин Комментарий удален

Иван прав - из двух зол... Хотя, я далеко не уверена, что жизнь в монастыре - зло - дети защищены от внешнего мира, который, ничего, кроме нищеты и растления им не предлагает; у них есть гарантированная еда и жилье. А то, что живут они в строгости - есть ли сейчас  другой путь? Какой? Кто-нибудь когда-нибудь из расуждающих как это должно быть -  работал с детьми из неблагополучных семей? Знает ли что это такое? Слава богу, есть наставники, которые своим примером и силой духа пытаются изменить ситуацию к лучшему, не дать этим детям пойти по наклонной. У меня к настоятельнице монастыря доверия больше, чем к воспитательнице детского дома.

Можно долго и красиво рассуждать что есть добро и как все должно быть в этом мире устроено -  но, реалии, увы, совершенно иные.

А пресса, действительно, расставляет акценты так, как ей в данный момент выгодно - никто не пишет о брошенных детях, детской преступности, проституции; современному обществу нет до них никакого дела. Какая уж тут Аскеза...

Аскетические  принципы человек должен принять сознательно. Тогда они имеют смысл и будут способствовать росту его личности. Иначе - это тяжелое психологическое насилие.

Да, конечно, но, мы же не говорим о полной Аскезе - мы говорим о воспитании в строгости. А Вы опять пытаетесь говорить и рассуждать "в общем" - "вот если бы да кабы" - есть реальная ситуация и пути ее решения.

Я, например, лучшего пути ее решения пока не вижу.

Мои высказывания (и это и все остальные) обычно основаны на моем собственном опыте и моих знаниях. На мой взгляд воспитание в строгости - не самая лучшая вещь в этом мире, самая лучшая - воспитание в любви. Я работала учительницей в школе для трудных подростков, у которых уже к 13-14 годам был разнообразный сложный опыт. Этим детям просто не хватало любви - это единственное, что им было нужно.

Женя, я тоже так думаю - но, опять, это все рассуждения об идеальном. Любовь - не значит вседозволенность; если эти дети воспитываются в монастыре, значит, в любви (что не отменяет строгости). Кто же еще их будет любить как не их наставники - спившиеся родители, бездушные воспитательницы детских домов (есть и исключения, конечно) или общество, которому все равно?

Понятно, что идеального не бывает, а хорошее - не всегда и не везде. Мне бы очень хотелось с вами согласиться, но я не могу, т.к. я с осторожностью отношусь к любым ярлыкам в принципе, в том числе и к позитивным. И я не могу согласиться с тем, что в монастыре или в церкви всегда преобладает любовь. Было бы здорово, если бы было так. Однако, наставники - те же люди, со своими недостатками и порой очень тяжелыми. Некоторым из них также, как и людям в миру, также хочется  утверждаться, некоторые из них - люди очень властные. И дети для таких людей - идеальный объект для осуществления своих собственных желаний и компенсирования своих собственных комплексов. Любой институт воспитания (детский сад, школа, детский дом или монастырь) должны находиться под контролем и ребенок должен точно знать, куда и как он может пожаловаться, если чувствует себя там плохо.

Женя, мы, конечно, с Вами еще долго можем рассуждать как это должно быть, но, реалии нашего мира, к сожалению, таковы, что, как пишет Иван - ребенок (если у него нет нормальных родителей и он брошен на произвол судьбы) будет сохраннее  - с почками, не развращен, не обижен взрослыми и детьми - в монастыре, нежели в детском доме. Думаю, что и контроль за тем, как монахини обращаются с воспитанниками в монастыре жестче, чем в детском доме, да и то, чему ребенок может научиться в монастырских стенах - быть терпимее, например, гораздо ценнее, чем формальное воспитание в детских домах.

Светлана Ремез Комментарий удален

Светлана Ремез Комментарий удален

Мог бы, по ситуации. Однажды я послал человека на Северный Полюс. Не дошел. Живет на Канином носу. Три года ни "дорожки".

Светлана Ремез Комментарий удален

Сама, сама, сама.... Удаляюсь, удаляюсь, удаляюсь...

Да нет - материал "Да убоится" удалю.

Светлана Ремез Комментарий удален

Простите, что, как всегда, подумала плохо о мире! Света Вам и  благословения Господнего!

Иван Охлобыстин Комментарий удален

Иван Охлобыстин Комментарий удален

Честно говоря не понял, чем журналисту выгоднее писать о жестокости монастырского начальства, а не о публичных домах?!

 Мне кажется новости о борделях  и их посетителях "пипл хавает" охотнее и пишут о них чаще и больше, чем о монастырях...

Дело не в новостях о борделях и их посетителях, дело в ответственности за то, что происходит сейчас в стране, в частности, с сиротами и детьми из неблагополучных семей и кто за это должен отвечать, чтобы не было прооперированных детей с одной почкой и не росла детскя проституция - а это не "клубничка", это то, чего не хочет "пипл хавать". Проще написать о том, какие же эти духовники - жестокие люди  и т.п. Всегда легче критиковать тех, кто хоть что-то делает, чем сделать это самому или привлечь внимание общества к этой "не популярной, не интересной" теме.

Кто же спорит.Лучше безвозмездно помогать больным и убогим, чем за деньги  вырезать из них органы.

Алкоголь-наркотики-дети-на-органы - это все признанное зло, с которым, эффективно или неэффективно, но борются. 

А наказывать ремнем, заставлять спать в мокром и лишать права на образование - это, типа, "древнее благочестие", которое еще и трепетно охраняют.

 "Если глаза скормить суждено воронам, лучше, если убийца - убийца, а не астрОном". По мне, лучше быстро погибнуть от рук торговца органами - зная, что этот человек, скорее всего, не уйдет безнаказанным - чем гнить в богоспасаемом месте годами при всеобщем одобрении.

Вы тут пишете про аскезу. Бывает аскеза для себя и аскеза для других. Приятно быть благополучным колумнистом "Сноба" и рассуждать, что аскеза укрепляет душевные качества у детей алкоголиков.

Не скрою - приятно благополучным.

Иван Охлобыстин Комментарий удален

одной только "гильзой" на обед заработал, конечно, чревоугодник