Сразу оговорюсь, что я не киновед и ни в коем случае не специалист по современному искусству (по правде сказать, с последним у меня вообще большие проблемы). Я обычный среднестатистический любопытствующий зритель, который регулярно ходит в кино и посещает все возможные и невозможные выставки: мне интересно и мне не все равно. Поэтому мои размышления — это не что иное, как размышления зрителя. Вопрос звучал так: является ли документальное кино современным искусством? Если верить словарям, документальное кино — это вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий. То есть никто не спорит с тем, что это искусство, а является ли оно видом современного искусства — для меня да, хотя бы потому, что появились они примерно в одно и то же время. Другое дело, что далеко не каждый документальный фильм — это произведение искусства, ровно так же, как и не каждая картина — это шедевр. Но если ты пришел на выставку, например, после тяжелого рабочего дня и внезапно «завис» у одной работы с мыслями: «А что же это такое?», и потом, перед тем как уйти, вернулся еще раз, а потом по дороге домой в пробках прогуглил художника, да еще и друзьям рассказал — бинго, значит, художнику удалось захватить твое внимание, покорить тебя, если хотите. Для меня это значит, что художник талантливый и работа его — произведение современного искусства. Вот такое у меня вольное прочтение.

Сегодняшний мир развивается очень быстро, он многополярен и вариативен, границы размываются. Современные художники снимают документальное кино о том, что их волнует. Документалисты снимают документальное кино о художниках и их особом взгляде на вещи.

Из интересного я бы хотела отметить несколько важных для меня работ. Для меня это искусство.

  • На первом месте, без сомнения фильм, блистательного хореографа Иржи Киллиана «Между входом и выходом». Этот фильм только вышел на экраны, его мало кто видел, и многие из тех, кто видел, не разделяют моего восторга... ни диалогов, ни сюжета, даже танца как такового нет, вечная история отношений мужчины и женщины... Пусть так, зато это 25 минут восторга. Это тебя трогает, волнует и не отпускает потом. Все, этого для меня достаточно.
  • Еще в 1978 году в своих «Старше на 10 минут» Герц Франк доказал, что и десять минут могут изменить целую жизнь. Это вообще один из моих любимых документальных фильмов. Я бы эту работу в музеях как видеоинсталляцию показывала.
  • Питер Гринуэй — это особый случай. Британский художник снимал прекрасные документальные фильмы. «Рембрандт. Я обвиняю» или «Ночной дозор» точно стоит посмотреть, если не видели. В то же время его выставки и инсталляции проходили и во Дворце Фортуни (Венеция), и в Галерее Жоана Миро (Барселона), и в Музее Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам), и даже в Лувре (Париж). Вот вам и сочетание «документальное кино и современный художник».
  • Если говорить о сочетаниях, то мне нравится сочетание музыки, кино и живописи. В следующем году мы планируем в Центре документального кино совместно с «Гаражом» устраивать тематические показы фильмов о художниках с короткими лекциями куратора от «Гаража». В планах показать фильмы «Вермеер и музыка», «Мунк», «Мане. Жизнь на холсте».
  • Современный балет на большом экране — это, конечно, не всегда документальное кино, иногда это просто запись лучших балетных постановок. В то же время это фиксация подлинных событий, как написано в том же словаре. «Пина» в этом году завоевала сердца многих наших зрителей, в следующем году в ЦДК мы покажем «Большой балет».
  • Фильм «Выход через сувенирную лавку» имел большой успех и на Западе, и в России, но мне больше нравится фильм «Свалка», который вышел в том же году. Всем рекомендую его посмотреть, как пример блистательного соединения арта и документального кино. Это история о том, как известный художник Вик Мунис отправился на родину в Бразилию, на самую большую в мире свалку. Его первоначальной целью было создание серии портретов из мусора. В процессе он познакомился с работниками свалки, каждый из которых рассказал ему историю своей жизни. С одной стороны, этот фильм о том, как художник готовил свою выставку, а с другой — полное погружение в жизнь героев свалки. Они становятся и арт-объектами, и частью истории самого Муниса. Фильм вызывает и слезы, и улыбки, и размышления.
  • К сожалению, все перечисленные фильмы не имеют никакого отношения к российскому документальному кино. Нашим документалистам такое сочетание пока, видимо, не очень интересно. Да и денег у нас на это не дают, и зачастую снимать мы так не умеем. Поэтому российский зритель оказался к такому контенту совсем не подготовленным. Он приходит в зал и не всегда понимает, что происходит на экране, но если он остается, это значит, что такие фильмы находят своего зрителя. А дальше просто вопрос времени. Когда в Россию стали привозить выставки современных художников, многие недоумевали и ругали даже, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Вкус формируется, зритель растет, и сегодня выставка современного художника — это то, что пропустить никак нельзя. Именно этим я руководствовалась, когда принимала решение расширить линейку арт-фильмов в Центре документального кино. Я верю, что такое кино не пройдет незамеченным и завоюет своего зрителя.