Софья Гудкова: Документальное кино и современное искусство
Сразу оговорюсь, что я не киновед и ни в коем случае не специалист по современному искусству (по правде сказать, с последним у меня вообще большие проблемы). Я обычный среднестатистический любопытствующий зритель, который регулярно ходит в кино и посещает все возможные и невозможные выставки: мне интересно и мне не все равно. Поэтому мои размышления — это не что иное, как размышления зрителя. Вопрос звучал так: является ли документальное кино современным искусством? Если верить словарям, документальное кино — это вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий. То есть никто не спорит с тем, что это искусство, а является ли оно видом современного искусства — для меня да, хотя бы потому, что появились они примерно в одно и то же время. Другое дело, что далеко не каждый документальный фильм — это произведение искусства, ровно так же, как и не каждая картина — это шедевр. Но если ты пришел на выставку, например, после тяжелого рабочего дня и внезапно «завис» у одной работы с мыслями: «А что же это такое?», и потом, перед тем как уйти, вернулся еще раз, а потом по дороге домой в пробках прогуглил художника, да еще и друзьям рассказал — бинго, значит, художнику удалось захватить твое внимание, покорить тебя, если хотите. Для меня это значит, что художник талантливый и работа его — произведение современного искусства. Вот такое у меня вольное прочтение.
Сегодняшний мир развивается очень быстро, он многополярен и вариативен, границы размываются. Современные художники снимают документальное кино о том, что их волнует. Документалисты снимают документальное кино о художниках и их особом взгляде на вещи.
Из интересного я бы хотела отметить несколько важных для меня работ. Для меня это искусство.
К сожалению, все перечисленные фильмы не имеют никакого отношения к российскому документальному кино. Нашим документалистам такое сочетание пока, видимо, не очень интересно. Да и денег у нас на это не дают, и зачастую снимать мы так не умеем. Поэтому российский зритель оказался к такому контенту совсем не подготовленным. Он приходит в зал и не всегда понимает, что происходит на экране, но если он остается, это значит, что такие фильмы находят своего зрителя. А дальше просто вопрос времени. Когда в Россию стали привозить выставки современных художников, многие недоумевали и ругали даже, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Вкус формируется, зритель растет, и сегодня выставка современного художника — это то, что пропустить никак нельзя. Именно этим я руководствовалась, когда принимала решение расширить линейку арт-фильмов в Центре документального кино. Я верю, что такое кино не пройдет незамеченным и завоюет своего зрителя.