Оказывается, наши привычки и предпочтения находятся в руках незнакомых людей, и дело не в заговоре рекламщиков или политиков. Если двоюродный брат жены, с которым вы сами никогда не сталкивались, внезапно бросит курить, то шансы, что вы последуете его примеру, резко возрастают. Точно так же, через общих знакомых, передаются склонность тучнеть и даже ощущение счастья.

Разным ситуациям, в которых это правило срабатывает, посвятили целую книгу двое американских социологов: Николас Кристакис и Джеймс Фаулер (Connected: The Surprising Power of Our Social Networks and How They Shape Our Lives). Вернее сказать, социофизиков: их метод родом из естественных дисциплин.

Коллективное поведение атомов или нервных клеток уже давно успешно описывают на математическом языке. Как выяснилось за последние годы, наука неплохо справляется и с «общественными атомами» — будь то люди в группе или вороны в стае.

Нужно лишь вспомнить, что, как и нейроны, люди объединены в сеть — в данном случае мы называем ее социальной. Интернет, вроде бы, — идеальный полигон для социофизики: виртуальные «дружбы» хранятся в огромных базах данных, и отследить взаимосвязи — дело техники. Но личные знакомства важнее: они гораздо сильней влияют на поведение человека. Правда, и собирать статистику «оффлайновых» связей в разы трудней: придется найти массу людей, а потом годами наблюдать, как эволюционируют их привычки.

Кристакису и Фаулеру пришло в голову воспользоваться результатами чужого проекта, затеянного с совершенно иной целью — Фрэмингемского кардиологического исследования. Еще в 1948 году в городке Фрэмингем, штат Массачусетс, медики сформировали выборку из 5209 человек, на примере которых изучали, как меняется «сердечное здоровье» нации. Со слов отобранных записали сведения об их родственниках и друзьях. Каждые четыре года проводился медосмотр, а попутно заполнялась несложная анкета — сколько весят, курят или не курят, и тому подобные вещи. Потом к выборке добавились дети испытуемых (5124 человека) и их внуки (4095).

Когда все эти без малого 15 тысяч человек объединили в сеть, раскрасили ее и вывели на экран, выяснилось, что по социальной сети ходят «волны», напоминающие волны эпидемии. Курильщик, скажем, заражает курением своих друзей, а те — своих.

Все люди на земле знакомы через 6 рукопожатий
Все люди на земле знакомы через 6 рукопожатий

Кто-то скажет, что это же очевидно безо всяких исследований: есть внешние обстоятельства, которые сказываются на целых пластах общества, и конкретный знакомый ни при чем.

На это у авторов заготовлено изящное возражение. Оказывается, социальные сети пронизаны «асимметричными дружбами»: когда Джек называет Боба другом, а Боб Джека — нет. Статистика показывает, что преобладает такой сценарий: Боб, начитавшись Аллена Карра, решительно выбрасывает все свои сигареты, и Джек идет по его стопам. Но если книга Карра сначала оказалась в руках у Джека, едва ли Боб возьмет с него пример. Благодаря таким связям, исследователи могут успешно прослеживать передачу привычек в социальных сетях.

Еще один вывод: эффект от одного человека ощутим на расстоянии трех рукопожатий. Иными словами, друг брата жены или тесть коллеги — в «зоне поражения» вашей вредной привычки. Самое интересное, что в такой цепочке могут быть упущенные звенья — когда привычка передается через голову не подверженного ей человека. Авторы винят во всем бессознательные социальные сигналы. Вы сами можете не употреблять психоделики, но терпимо относиться к знакомым, которые их употребляют, и пересказывать их анекдоты про любителей LSD. Так, по логике авторов, вы подаете друзьям знак, что не станете их осуждать, если те поэкспериментируют с галлюциногенами. Если на работе вас окружают толстяки – у вас изменяется представление о норме, и вам не придет в голову ненавязчиво рекомендовать полнеющему другу спортзал.

Есть, отмечают в книге, и еще одна причина появления «пропущенных звеньев». За образец принимают, как правило, людей своего пола. Курит жена или не курит — не так важно. Важнее ее сослуживцы-мужчины — ну, и ее отношение к ним.

Хорошей это новостью считать или плохой — сложно сказать. С одной стороны, за нашими поступками стоит слишком много чужой воли. Даже те, кого в детстве научили избегать «дурной компании», не застрахованы от влияния курящего дяди коллеги. С другой стороны, подчеркивают авторы, на расстоянии в «три рукопожатия» от каждого из нас не меньше тысячи человек. И всех их можно заразить чем-нибудь хорошим. Бросил курить — осчастливил десятерых, освоил дельтаплан — подтолкнул к полетам сотню. Хороший пример, подчеркивают авторы, чем нестандартнее, тем заразительнее.

Все равно ни за что не поверю, что кто-то на меня влияет помимо моей воли и ведома! Но вот про свои поступки я начинаю думать иначе — неужели их действие и впрямь разлетается по социальным сетям как круги по воде? Дух захватывает.