![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Итоги-2013: 25 спектаклей, ради которых стоит приехать в Москву
Лудовико Ариосто. «100% Furioso»
Постановщики — Стефано Риччи, Джанни Форте. Проект «Платформа»
Итальянские создатели театральной компании Ricci/Forte сделали русскую версию своего «Стопроцентно неистового», где коллизии рыцарского сказания о Роланде — лишь повод для брутального, аляповатого, как гротескный феллиниевский Рим, очень плотского, в хорошем смысле слова порнографичного произведения о современном обществе тотального потребления и тотальной нелюбви. Не без типичных европейских кликушеских клише, зато с драйвом: артистов на роли рыцарей без доспехов и цариц и воительниц, ставших блудницами, набирали буквально по объявлению. Кто-то, как, например, Георгий Кудренко, играет мастерски, кто-то похож на любителя, но дилетантизм не противоречит грубой поэтике постановки, зато не каждый профи решится на такую физическую и эмоциональную отдачу. Два ноябрьских спектакля прошли при аншлагах — есть вероятность, что спектакль не останется разовым фестивальным проектом.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fa/50/fa503074410ccba425ea4a123fd5bc40f264f24bf647c43b2765b107f1bb3813.jpg)
Михаил Дурненков по киносценарию Лукино Висконти. «Братья»
Постановщик — Алексей Мизгирев. «Гоголь-центр»
Постнеореалистический фильм Висконти «Рокко и его братья» самым естественным образом преобразился в честное высказывание о русской крови и Москве 2013-го. Балабановский постулат «сила — в правде» идеально применим к театральному дебюту кинорежиссера Мизгирева. Вместе с сериалом «Оттепель» «Братья» позволяют назвать прошедший год годом актрисы Виктории Исаковой. Также о «Братьях» здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/06/1d/061d79cfcc56115dd284564fe02a0e76ba414500bc620e85b8fcba1f5daba22f.jpg)
Наталья Ворожбит. «Вий»
Постановщик — Денис Азаров. Центр драматургии и режиссуры
Пьеса украинского драматурга — не инсценировка Гоголя, но современная фантазия по мотивам мифа о Панночке. Малороссийская глушь, наши дни, два француза в поисках фольклора и приключений наедине с сильно пьющей, но не растерявший мистицизм страной. На плоховато приспособленной для театра площадке сцены на Беговой Денис Азаров ухитряется построить большой и странный мир — такой же сочный и хрустящий, как арбуз, которым зеленое чудовище, живущее среди местных, потчует зрителей первого ряда.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/59/bc/59bcd9ce2c185fee131bc9cf5bd1fc01c7743b965464fdf187f33926d66a7987.jpg)
Уильям Шекспир. «Гамлет»
Постановщик — Давид Бобе. «Гоголь-центр»
Единственный упрек, который я могу адресовать этому приключенческому триллеру, — текст, с ним перемудрили. Использован новый, на слух довольно эклектичный перевод с французского, который заносит то в сложную высокопарность, то, наоборот, в подобие школьного пересказа. Ладно, чтобы не выглядеть слишком восторженным зрителем, придерусь еще к тому, что интонация у Бобе (вместе с «Седьмой студией» он ставил в Москве «Фей» и «Метаморфозы») всегда одинаковая — такой трагический пафос без иронии. Вот если бы весь спектакль был как герой — в пограничной зоне между истерикой и пафосом, юродством и честностью, подростковой бравадой и цинизмом зрелости. Тем не менее этот «Гамлет» — из лучших.
В заглавной роли — Филипп Авдеев, грандиозный молодой артист, способный пластикой передать шекспировское ощущение «век вывихнул сустав». Но это один из редких «Гамлетов», где все герои — главные, рельефные; это полифоничная или, если хотите, стереоскопическая постановка. В ней нет назойливого осовременивания Шекспира, как, например, у Фокина в Александринке, выстроившего на сцене моментально напоминающий о пиночетовской и прочих диктатурах стадион в тоталитарной стране. Здесь же без насилия над Эльсинором создано условное зловещее пространство, куда не вписывается герой, которого — тут точно по Шекспиру — определяют две ключевых характеристики: он принц и он студент, молодость в квадрате. Ну и наконец, это просто очень красивая вещь: играющий в безумие мститель Гамлет танцует в костюме Бэтмена под трек гениальной группы Райана Гослинга Dead Man's Bones, а в сцене дуэли с Лаэртом огненные искры, летящие от клинков, смешиваются с брызгами воды.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5e/3b/5e3b777c4265767d5bf0cf29f9e4f865e0ffe9fee6a6137685c9256d23e2fa9b.jpg)
Уильям Шекспир. «Гамлет. Коллаж»
Постановщик — Робер Лепаж. Театр наций
Как ни относись, главная премьера сезона: живой канадский гений ставит спектакль с техникой на грани фантастики для живого российского гения; все, что творится в подвижном кубическом пространстве, заменяющем обычную итальянскую коробку сцены, напрашивается на определение «чудеса». Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8e/34/8e3405ad1cc5a061895c1e149a6ed51e9119af7b4b6132718e0aeb6378ff133d.jpg)
Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сезуана»
Постановщик — Юрий Бутусов. Театр им. Пушкина
Один из трех (!) спектаклей Бутусова за год. И если «Отелло» в «Сатириконе» и «Месяц в деревне» в Театре им. Ленсовета интересны, то этот — велик. Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/21/c3/21c3ea0d6fc0ed67aad71ad49c13adc699dbcbca3241c9b5555f556946c8d237.jpg)
Александр Введенский. «Елка у Ивановых»
Постановщик — Денис Азаров. «Гоголь-центр»
Гомерически смешной, но совсем не веселый спектакль по обэриутской насмешке над театром. Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f9/91/f991bff8ceb3c02399076de6312965765b088c8055e8942045e4cc1f3ce9149c.jpg)
Ларс фон Триер. «Идиоты»
Постановщик — Кирилл Серебренников. «Гоголь-центр»
Приятного просмотра в данном случае не пожелаешь. Раздражающий провокационный фильм датского режиссера стал поводом для самого неуютного, болезненного и тяжелого спектакля лучшего российского постановщика наших дней. Меня «Идиоты» вынудили к шизофреническому диалогу с самим собой.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cb/ed/cbed8cbe8568f4fe976b63e4adcc95adf8d83ad8f3c44fa269de6603aaeb49a8.jpg)
Мариус фон Майенбург. «Камень»
Постановщик — Филипп Григорьян. Театр наций
Немецкую пьесу о скелетах в шкафах, исторической памяти и бытовом фашизме режиссер-художник решает в формате комикса. Неожиданно забавно.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c8/87/c8879a2d42065e47cd0d07e9740866ae98ac1acab5dacfaf3b82a126140cf5b4.jpg)
«Крюотэ»
Постановщик — Николай Рощин. Центр им. Мейерхольда и театр А.Р.Т.О
В программке есть подзаголовок: «Идеи Антонена Арто в антиманифесте без антракта». Но абсолютный автор этой сложноустроенной рефлексии о театре — не Арто, а Николай Рощин, один из важнейших режиссеров современности, притом что от его спектаклей можно получить то варварское наслаждение, что, видимо, дарили средневековые представления бродячих шутов. И «Крюотэ» — насколько интеллектуальное, настолько и разбойничье произведение. В первой половине вы, возможно, будете недоумевать, что это за театр такой, где сцена голая, есть только видеоэкран, транслирующий как бы в режиме реального времени, как по Москве бродит идейный убийца. Зато вторая с лихвой компенсирует визуальный аскетизм пролога: спектакли Рощина всегда залихватски придуманы и с технической стороны тоже. Если бы все театральные рефлексии о кризисе театра были столь же изощренны и увлекательны, о кризисе не пришлось бы говорить.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d8/5d/d85d2f64de6ee7663ef320b96ebf6845de3d16d89a67e90c39878ee14c49c868.jpg)
Николай Лесков. «Леди Макбет нашего уезда»
Постановщик — Кама Гинкас. ТЮЗ
Дебют Елизаветы Боярской на московской театральной сцене. Она — основа и энергия этого, во всяком случае пока, несовершенного спектакля: часть эпизодов кажутся гениальными, часть (убийство наследника или смазанный финал) вообще трудно приписать Гинкасу. Идти же стоит как в старину — на артистку; Боярская того заслуживает; ее Катерина Львовна идет на страшные преступления, будучи изначально доброй, но повинуясь непредсказуемой, не ведающей о добре и зле природе. Той человеческой природе, что десятилетия вдохновляет Гинкаса, одного из самых жестоких режиссеров современности.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c6/74/c674c98b95c9e4284da5003448041e357559866f0a6fac94eae325ffb65721b6.jpg)
Еврипид. «Медея»
Постановщик — Владислав Наставшев. «Гоголь-центр»
Кажется, что после грубой, цвета хаки «Медеи» Юрия Любимова на Таганке в должностные обязанности всех постановщиков вошло цитирование хоров в переводе Бродского (там, где пробирающие до мурашек строчки «Боги не видят границ между дурными снами и нестерпимой явью и связываются с нами»). Без Бродского не обошелся ни Кама Гинкас со своей ернической, погружающей в семейно-коммунальный ад «Медеей», ни Наставшев, создавший вместе с латышской актрисой Гуной Зариней ледяной, больше похожий на архитектурное сооружение спектакль, растягивающий во времени и пространстве крик Медеи. Жизнь в этот застывший сгусток статуарного страдания проникает лишь однажды — с появлением Вестника (его играет Александр Горчилин).
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d3/30/d3306e363d054cc00a643894cb100ba9e249234c00bea295593c8d8ac2195acf.jpg)
Уильям Шекспир. «Мера за меру»
Постановщик — Деклан Донеллан. Театр им. Пушкина
Элегантная, как, впрочем, все спектакли нашего родного англичанина (он ставил в России «Зимнюю сказку», «Бориса Годунова», «Двенадцатую ночь», «Трех сестер» и «Бурю»), постановка странной пьесы, подвергающей оправданному сомнению ценность добродетели без любви.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cf/26/cf26225921e0fa134e9e7a6fcac6e5302158a63dff88afbc54a2710e4bd5cc0f.jpg)
Марк Захаров по Аристофану и Чехову. «Небесные странники»
Постановщики — Марк Захаров, Сергей Грицай. «Ленком»
Лучший спектакль классика за последние годы. Подробнее — здесь.
![Фото: РИА Новости](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d7/ad/d7adf18d283b1b1d66976c451f2c751d8eedbb0d180fb1a9a43414a097606a9b.jpg)
Адам Рапп. «Ноктюрн»
Постановщик — Кама Гинкас. ТЮЗ
Американскую драму о человеке, потерявшем себя, но нашедшем путь вернуться к жизни, Гинкас, умеющий осваивать необычные пространства как мало кто, разместил на третьем этаже театра и добился невозможной на большой сцене интимности. В главной роли Игорь Гордин — выдающаяся работа.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/48/d7/48d7b0143c6e0d5681b821c3c13340604382dc376f55bf0000950e4976b4a78d.jpg)
«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»
Постановщик — Дмитрий Крымов. «Школа драматического искусства»
Дьявольские пляски на костях чеховских «Трех сестер», еще более радикальные, чем резвившиеся на поле советской революционной драматургии «Горки-10». Сестры стали походить то ли на тетушек-фурий, то ли на тетушек-гарпий (попробуйте за уродующим лицо и тело гримом узнать звезду «Сталинграда» Марию Смольникову), умытый кровью доктор Чебутыкин тушит пожар старым гулливеровским методом, ну и так далее. Перечислять можно до бесконечности, лучше увидеть самим. Фантазия Крымова и его студийцев-художников не знает равных. Да и все издевательства — от большой любви к первоисточнику: он великий, все выдержит и сам еще ухмыльнется.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/ae/2caef2d7e97c1042cbcabd1ce8ffe3c92f85cd607764ba0cf5970619eb434215.jpg)
Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
Постановщик — Александр Созонов. Театр им. Ермоловой
Первый спектакль, в котором Олег Меньшиков вышел на сцену, уже будучи в статусе худрука театра. Интервью с режиссером — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5d/c0/5dc0f4b59122f1bc237d972e77f6d90fbe8461d5e773143e565d42099fd2c37c.jpg)
«Репетиция оркестра»
Постановщики — Андрей Стадников и Группа юбилейного года. Театр на Таганке
Первый спектакль к юбилею — хрупкий, нежный, совсем не парадный, без боя литавров и красных дорожек. Это серия монологов обычных людей, не звезд — администраторов, пожарных, бутафоров и уборщиц, коим выпало счастье (в этом они солидарны) служить в легендарных стенах. Артисты — по всем правилам документального театра — сами делали интервью с героями; в итоге каждый персонаж вышел достоверным на сто процентов. Эти где-то ностальгические, где-то курьезные, где-то сердитые тексты актеры произносят в непосредственной близости от зрителей — прямо в зале. На сцену они до определенного момента не поднимаются; сцена сама по себе до поры играет роль этакого мемориала. Но выдающийся художник Ксения Перетрухина (о ее выставке в фойе театра мы писали здесь) создала из фрагментов сценографии любимовских шедевров очень теплый мемориал — не закостеневший в величии, но мудрый и печальный, мерцающий телемониторами, на которых сквозь белый шум помех мерцают человеческие лица: он помнит, как к разрезающему зал деревянному помосту из «Шарашки» выходил сам Любимов в роли Сталина, как звучали у столба из посвященного Маяковскому спектакля «Послушайте!» горячечные слова о революции и любви, как заклинанием в «Добром человеке из Сезуана» звучало требование хорошего конца. Этот грустный мемориал тоже оживет, когда артисты поднимутся на сцену, чтобы играть музыку — ломкую, ускользающую, тающую в полумраке. Красивую и беззащитную, как и этот спектакль, об уязвимости и скоротечности жизни и театра. Но и об обыкновенном их величии тоже.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ae/27/ae271474b993977b343944ad94cbe80fba575e27a86a12345eadb4eacfc0198b.jpg)
Виктор Ерофеев. «Русская красавица»
Постановщик — Женя Беркович. «Гоголь-центр»
Образец блистательной инсценировки: развесистый роман уплотнился в компактный спектакль без смысловых потерь. Екатерина Стеблина талантливо присваивает горячечный монолог героини, стремящейся примирить дольний мир тела с небесными кущами.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/56/4e/564e7a40773891ce2a2b0978ba784491c58d3a801eb153fbfa64cf600c983870.jpg)
Петр Луцик, Алексей Саморядов. «Сказка про то, что мы можем, а чего нет»
Постановщик — Марат Гацалов. МХТ им. Чехова
Возможно, самая неожиданная постановка, когда-либо появлявшаяся на ведомой Олегом Табаковым фабрике спектаклей. Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/c1/2cc17362ffa1ad62d044c7e25e23ad1db4ed910a985bdf0edfae49b18dd80896.jpg)
Райнер Вернер Фассбиндер. «Страх»
Постановщик — Владислав Наставшев. «Гоголь-центр»
Коллизии фильма «Страх съедает душу» более-менее органично перенесены на удобренную мигрантами московскую почву: история любви пожилой немецкой бюргерши и марокканского гастарбайтера превратилась в историю сблизившихся в поисках тепла пожилой столичной пенсионерки и молодого таджика. Точеная форма спектакля могла бы обернуться стильной и политически корректной, но пустотой, если бы не страстная работа примы Театра им. Гоголя Светланы Брагарник.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/84/d0/84d09450167f1288d573d2682458f9a6071e6f3179c45eb3b4d2cb6217345e89.jpg)
Славомир Мрожек. «Танго»
Постановщик — Андрей Калинин. Театр А.Р.Т.О
Режиссерский дебют артиста театра А.Р.Т.О. с впечатляющей сценографией, придуманной худруком Николаем Рощиным. Вместе с его «Крюотэ» «Танго» складывается в замечательную дилогию о метаморфозах театра. От мягко абсурдистской пьесы польского драматурга остались рожки да ножки, но основные мотивы — относительность конфликта поколений и уязвимость революционных идей — явлены внятно. Мрачно, смешно, азартно.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/43/20/4320d0bb483165aa62c0906c59121175483e4d8a68faec4595cab7606df73229.jpg)
Людмила Петрушевская. «Танго-Квадрат»
Постановщик — Федор Павлов-Андреевич. «fеатр» на сцене Центра им. Мейерхольда
Один из самых пронзительных спектаклей о любви. Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/59/11/5911b01fdc8c0a60654f7c66cd44939ebb4aa282882494c7bbb9a1ddc693527c.jpg)
Павел Пряжко. «Три дня в аду»
Постановщик — Дмитрий Волкострелов. Театр наций
Радикальная попытка услышать музыку в голосах народа. Подробнее — здесь.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fb/c5/fbc52b61d0f21d97959af8eb456ba9f7f4b78e7602fa5e61b3f03131d00fe561.jpg)
Саша Соколов. «Школа для дураков»
Постановщик — Юрий Погребничко. Театр «Около дома Станиславского»
Редкое в последние годы отступление классика от любимых чеховских пьес. Как всегда, упоительное — горькая красота романа максимально созвучна самому большому и важному из всех крошечных театров Москвы.
![Архив пресс-службы](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/ce/65ce096154ee85912a743457c097204e152dec5aab84804914ac81cf4523d400.jpg)