Контрольная для родителей
Люди любят разгадывать загадки. Это бывает весело, интересно и стимулирует человеческие мозги. Многие люди являются родителями (или бабушками и дедушками). А родителям иногда полезно задумываться о том, как, собственно, они воспитывают своих детей. На основе этих четырех фактов мы с издательством «Самокат» придумали забавную книжку, которая называется «Экзамен для родителей». В ней, как и положено на экзамене, есть билеты (всего их 45 штук). Каждый билет — это ситуация из обычной родительской жизни, требующая своего разрешения. Как и в случае экзамена на водительские права, здесь нужно из нескольких вариантов реакции выбрать оптимальный вариант. В случае сложных ситуаций (за разрешение которых экзаменующийся получает больше очков) правильных ответов среди предложенных может быть несколько или даже не быть вообще. В конце книжки, естественно, ответы и краткие пояснения к ним. Задача родителя (прародителя) — набрать как можно больше очков. Задача автора и издателя - дать людям возможность в увлекательной форме проанализировать стиль своего родительства, о чем-то задуматься и, возможно, что-то изменить к лучшему.
Книжка совсем скоро выйдет, а читатели «Сноба» имеют возможность поиграть в нее раньше всех (мне, как автору, важна обратная связь от умных людей). В книжке три части: про маленьких детей (дошкольников), про средних (начальная школа) и про подростков. Мы с редакций «Сноба» решили так: первый материал в этот понедельник будет про маленьких, второй (на следующей неделе) — про средних, и последний, завершающий — про подростков.
Ответы и пояснения к ним появятся здесь же, в среду, когда все желающие успеют предложить свои варианты.
Только я всех прошу: если можно, пишите, пожалуйста, не просто «пункты “а” и “с”» или «правильный ответ, конечно, “б”», а проясняйте ход своих размышлений или основы уверенности — это может оказаться интересным и важным и для меня, как практика, и для других читателей. Спасибо.
Итак, маленькие дети, от двух до шести.
Простая ситуация (в книжке за ее разрешение получают всего один балл):
— Бабушка хорошая, а ты — плохая! — заявляет маме четырехлетняя Оля.
Маме, разумеется, обидно. Мало всего она терпит от свекрови, живя в ее доме, мало ей обращенного к мужу: «Вовочка, я котлеты приготовила именно так, как ты любишь… Твоя жена их всегда пережаривает…» А теперь еще и это! Уж от собственной-то любимой дочери она такого никак не ожидала!
— Почему ты так говоришь?
Все оказывается предельно просто.
— Бабушка всегда дает мне со своей косметикой играть, и губы разрешает помадой намазать. Я такая красивая в ней делаюсь. И баночки в сумочке такие интересные. А ты мне даже одного маленького разика не разрешаешь посмотреть!
Ну вот, приплыли, думает мать. Так-то проще всего быть хорошей: мама запретила, а я возьму и разрешу. И какая у свекрови вообще косметика — это же курам на смех, ее не то что ребенку не жалко отдать, а и просто на помойку выбросить. А у меня-то косметика качественная, дорогая, хороших фирм. Нельзя же отдать ее дочке портить… И в журнале для родителей я читала, что у ребенка должны быть границы: это можно, а это нельзя. Но какие же могут быть границы с такой свекровью? И что же дальше-то будет? А муж на все говорит: сама разбирайся. Как будто это не его мать. Но что же мне теперь-то делать?
Варианты ответов и решений:
А. Немедленно пойти и выяснить отношения со свекровью: какого черта она портит ваше правильное воспитание!
Б. Принять все как есть, ведь свекровь не переделаешь. Поплакать украдкой.
В. Сказать ребенку о своих чувствах по поводу ее высказывания и согласиться: да, бабушкину косметику можно. А мою — нельзя.
Г. Отдать свою косметику на растерзание, чего жалеть вещи, отношения с ребенком важнее.
Д. Не конфликтовать, но вечером конкретно поговорить с мужем, пусть он повлияет на свою мать.
Е. Стукнуть хорошенько дочь по губам: пусть знает, что так разговаривать с матерью нельзя!
Ситуация посложнее (на три балла):
Когда-то папа пытался научить Васю стучаться в спальню родителей. Вася даже иногда стучался, разумеется, воспринимая это как игру. Чтобы ему нельзя было зайти к маме и папе?! Обычно Вася просыпался рано (у мамы не было совершенно никаких проблем с тем, чтобы разбудить его и одеть в детский сад) и по выходным любил прибежать к родителям и с разбегу прыгнуть в их широкую кровать. Мама обычно недовольно ворчала, уговаривала сына «пойти к себе в комнату и тихонечко поиграть», зато папа (в будни он рано уходил на работу, поздно приходил и Васю почти не видел) радостно говорил: «О, сын проснулся!» — и играл с Васей «в космонавтов», то есть поднимал его вверх на вытянутых руках, а радостно визжащий Вася должен был балансировать, как будто в невесомости.
В эту ночь Вася очень испугался. Накануне он видел в новостях по телевизору наводнение в какой-то далекой стране, и теперь ему приснилось, что первый этаж его детского садика (там, где медкабинет, музыкальный зал и младшая группа) уже затопило, вода поднимается по лестнице и воспитательница говорит, что надо прыгать в окно и плыть. А Вася не умеет плавать…
Вася проснулся от ужаса и, увидев в свете луны свои игрушки и знакомые занавески на окне, сначала обрадовался, что никакого наводнения нет и никуда прыгать и плыть не надо. Но потом почувствовал, что ему все-таки все равно страшно. А вдруг все неспроста и широкая Нева, на набережную которой они ходят гулять с мамой, все-таки разлилась и уже подбирается к их квартире?
Некоторое время Вася мучился от собственных фантазий, а потом естественным местом спасения от страхов показалась родительская спальня. Не тратя времени на обувание, мальчик босиком пробежал по коридору, осторожно приоткрыл дверь в спальню родителей и замер… На родительской кровати происходило нечто странное. Может быть, мама с папой поссорились и подрались? Не похоже…
— Мам, пап, а что это вы делаете? — заинтересованно и озадаченно спросил Вася, мигом позабыв про разлившуюся Неву.
Мама и папа мигом отпрянули друг от друга. Смотрели на Васю одинаково шальными глазами и молчали. Почему они молчат? Вася опять встревожился.
— Ма-ам, па-ап…
— Ты чего пришел? — спросила мама.
— Мы тут, э-э-э… понимаешь… это… — слегка дрожащим голосом начал отец. И тут Вася догадался!
— Я понял! — радостно воскликнул он. — Вы «в космонавтов» играете! А какие у вас правила? Можно мне с вами?
Варианты ответов и решений:
А. Заняться проблемой ребенка — его страхом. Успокоить, приласкать, но уложить в ту постель, из которой он вылез. Обязательно закончить начатое после засыпания ребенка.
Б. Все прекратить, ребенка под любым предлогом отправить в комнату к бабушке. Если дома нет трудов Фрейда, немедленно заказать на «Озоне» с доставкой и приступить к изучению. Врага надо знать в лицо.
В. Отругать ребенка и еще раз объяснить ему, что в комнату к родителям надо стучаться.
Г. Вежливо попросить ребенка выйти и зайти попозже. Закончить начатое.
Д. Честно объяснить ребенку, что вы делаете. Что поймет, то и поймет.
Е. Подтвердить игру в космонавтов, придумать и объяснить правила. Играть в международную космическую станцию, пока ребенок не уснет. В дальнейшем быть внимательнее и не увлекаться — что вы, сексуальные маньяки, что ли…
Сложная ситуация (при работе с книжкой за ее успешное разрешение родители получают 5 баллов).
— Пусть он уйдет! — твердо сказал Максим и насупил темные брови. — Я не хочу, чтобы он тут был. Мы с тобой, мама, всегда будем только вдвоем жить. Я тебе, если ты захочешь, все свои игрушки отдам.
Мать растерянно смотрела на сына.
Сергей, с которым она встречалась уже полгода и за которого собиралась выходить замуж, смотрел в окно, делая вид, что не слышал слов Максима. Хотя, конечно же, их слышал.
Но что они сделали не так? Ира познакомила сына с Сергеем во время прогулки в парк. Потом он приходил к ним домой, приносил машинки, шоколадки. Максим брал подарки, уходил в свою комнату и там смотрел мультики, которые ему включала Ира. Пару раз он выходил к матери с вопросом:
— А скоро он уйдет?
Ира смущалась, потом оправдывалась перед Сергеем:
— Он еще маленький, не понимает, что так неприлично спрашивать…
— Да, я понимаю, — говорил Сергей.
Он уже сказал Ире, что не будет без ее просьбы вмешиваться в воспитание Максима, но при этом хотел бы, чтобы у них были совместные «его настоящие» дети.
И вот теперь, когда Ира наконец сообщила сыну, что они будут жить все вместе, одной семьей, Максим…
— Если он не уйдет, тогда я уйду жить на улицу, на помойку…
Ира не шевелилась, прижав руки к груди, но мысли, как испуганные белки, метались у нее в голове. А ведь подруги говорили ей, что маленькие мальчики просто мечтают о том, чтобы у них был отец… И в журналах пишут… Но что же теперь делать?
Варианты ответов и решений:
А. Не идти замуж за этого человека. Не зря же ребенок что-то чует.
Б. Отдать пока ребенка бабушке. Счастье матери не менее важно, чем его симпатии-антипатии.
В. А кто его (ребенка) будет спрашивать?
Г. Наехать на избранника. Чего это он в стороне?! Пусть все-таки попытается понравиться будущему пасынку.
Д. Оставить их на неделю вдвоем. Пусть разбираются. По результатам и решать будем.