Катерина Мурашова /

Контрольная для родителей. Часть 3

Истории-загадки из будущей книжки «Экзамен для родителей». Начало и объяснения вот тут, продолжение —  тут. Сегодня — окончание, про подростков

Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
+T -
Поделиться:

Простая история (за нее в книжке дают один балл)

К половине двенадцатого вечера папа держался за ремень, как за соломинку, отделяющую утопающего от ужасных пучин, мама с серым лицом обзванивала больницы, бабушка сосала валидол, а десятилетняя Маша, любительница ужастиков, с важным лицом сообщила родным, что «Митю, наверное, зомби съели».

Митя пришел без десяти двенадцать. Сказал, что засиделся у приятеля, что телефон оставил в куртке и потому не слышал звонков, и вообще он разрядился. На громовые вопли отца и слезы матери пожал плечами: да вы сами себя заводите, чего со мной сделается-то? Мне уже четырнадцать, я почти взрослый, хожу в зал качаться, отобьюсь в случае чего, вон за Машкой следите, чтобы ее какой-нибудь маньяк из ее же фильма не украл…

Сожрал все, что было в холодильнике (что ж там, у приятеля, и еды никакой не было?), помылся и пошел спать. Бабушка выпила снотворного и тоже легла. Мама и папа Мити еще долго сидели в кухне за чашками остывающего кофе и смотрели друг на друга. Между ними на столе лежала пачка дешевых сигарет, которую мама нашла в кармане Митиной куртки.

— Что будем делать? — настойчиво спрашивала мама у отца. — Ты мужчина, ты должен знать!

— Вроде бы должен… — согласился Митин отец. — Но не знаю.

Варианты ответов и решений:

А. Ничего не надо делать. Если сейчас надавить, парень еще больше отдалится.

Б. Последовательно говорить Мите о чувствах, которые вызывают его поступки у его родных.

В. Есть отец. Пусть выдерет сына как сидорову козу, в следующий раз сто раз подумает: а не прийти ли домой вовремя?

Г. Провести с сыном семейную беседу-семинар об особенностях и опасностях подросткового возраста.

Д. Регулярно приводить в пример других, знакомых Мите подростков, которые не курят и не расстраивают родителей.

Средняя по сложности история (за ее успешное разрешение в книжке родители получают три балла)

Вита влюбилась. Влюбилась первый раз в восьмом классе, позже всех своих подружек, у некоторых из которых счет влюбленностей шел уже на второй десяток.

Влюбилась не в учителя физкультуры, не в Диму Билана и даже не в интернет-персонажа из социальной сети (Вита всегда была несколько старомодна, это и подружки отмечали). Ее объектом оказался реальный мальчик, который учился в той же школе, но на класс старше. Они жили в соседних дворах и когда-то, сто лет назад вместе играли в песочнице, а чуть позже — катались с ледяной горки в одних санках… Благословенные времена, которые он — наверняка! — давно забыл. Влюбившись, Вита вспомнила все о песочнице и санках до мельчайших деталей.

Три раза они вместе (им было по пути) шли в школу. О чем говорили, Вита не помнит, ей теперь кажется, что она была без сознания, хотя ногами наверняка двигала. Еще раз десять Вита утром выходила заранее, подкарауливала его за углом, но не решалась выйти. Два раза он сам (!!!) окликнул ее в школе на перемене: «Вит, привет! Как дела?» Подружка, осведомленная о Витиных чувствах, ткнула ее локтем и прошипела: «Ты чего молчишь-то?!»

Все, больше не было ничего.

А начиная с декабря он после школы стал провожать домой Аню Копытину из своего класса. Витина одноклассница, у которой в том классе учился брат-погодок, сказала, что Витин объект и Аня встречаются.

Вита плакала по вечерам, почти перестала обедать и несколько раз прогуляла музыкальную школу.

Когда учительница позвонила домой, и мама предъявила Вите претензии, девушка равнодушно пожала плечами и сказала: «Ах, зачем это все, если ОН все равно меня не любит?»

Мама осталась в тяжелом недоумении. Ей-то что делать по этому поводу?

Варианты ответов и решений:

А. Объяснить Вите, что таких влюбленностей будет еще много — чего переживать-то?

Б. Рассказать дочке о своем опыте подобных переживаний. Можно добавить примеров из опыта родственников, друзей и даже литературно-кинематографических персонажей.

В. Составить вместе с Витой подробный и коварный план по завоеванию объекта.

Г. Сделать вид, что ничего не замечает. Чего в душу-то лезть, если не зовут? Перемелется со временем — мука будет.

Д. Расстраиваться вместе с дочкой: как это ее Виту отвергли?! Разделенное горе — половина горя.

Сложная история (на пять баллов)

— Лида, ты приняла лекарство?

— Да, приняла.

— Лида, ты врешь, я видела, что таблеток не стало меньше.

— А нечего по моим вещам лазать!

— Лида, ты вообще хоть соображаешь, о чем ты говоришь?! У тебя серьезное заболевание, которое нуждается в постоянном лечении. Доза препарата специально подобрана врачом. Нельзя пропускать ни одного приема, и ты это прекрасно знаешь… Что с тобой происходит?

— Надоело! — Лида с размаху швыряет на пол рюкзак с тетрадями. — Надоело! Надоело!!! Эти лекарства из меня идиотку делают! Я из-за них ничего не соображаю, и парня у меня до сих пор нет! И прыщи от них!

— Какие прыщи? Какие парни?! Это противосудорожные препараты! Лида! Опомнись!

— Не хочу опомниться! — из небольших глаз Лиды, как у клоуна в цирке, буквально брызжут в разные стороны злые слезы. — Хочу жить нормально, как все! Хочу заниматься паркуром или на мотоциклах!

— Лида! Это опасно, там черепно-мозговые травмы, а у тебя…

— Вот именно! — Лида обвиняюще наставляет палец на мать. — У меня! Я уродка, у меня в жизни никогда ничего хорошего не будет! Зачем тогда мне эти лекарства?

— Как это — зачем? Ты разве не знаешь? Забыла?

У пятнадцатилетней Лиды — эпилепсия. Диагноз поставлен в пять лет. Уже много лет она принимает противосудорожные препараты. Препараты и дозировки, по всей видимости, подобраны правильно: уже четыре года у Лиды не было ни одного припадка. Учится Лида неважно, часто ссорится с подружками. Любит животных, очень терпелива в уходе за ними, с первого класса школы хочет стать ветеринаром. До последнего времени упорно делала не дающиеся ей уроки, по основным предметам имела твердые тройки. Теперь не делает ничего, нахватала двоек, часто плачет в своей комнате. Окончательно разогнала всех подружек, все время ругается с родителями, хамит, а теперь еще и стала пропускать приемы лекарств (начиталась в интернете об их побочных действиях). Невролог предупредил: последняя электроэнцефалограмма хуже предыдущих…

— Лида, ты уже взрослая девочка и должна ответственнее относиться к своей жизни…

— Разве это жизнь? Да пусть бы я лучше сдохла, чем так мучиться! Зачем ты меня вообще такую рожала?!

— Лида… — мать в полной растерянности, не находит слов. Что тут скажешь! И главное: что тут сделаешь? Но ведь сделать что-то обязательно надо…

Варианты ответов и решений:

А. Заставлять, контролировать, давать лекарства насильно — это же ей нужно по жизненным показаниям. А все остальное — дурь, само пройдет.

Б. Лидино состояние не имеет прямого отношения к ее болезни, это подростковый кризис. Об этом и надо думать в первую очередь и с этим работать. Может, к психологу ее отвести, отправить на какой-нибудь тренинг общения, раз у нее с подружками и противоположным полом не получается.

В. Объяснить ей, как родители ее любят и за нее волнуются. Есть же у нее сердце, раз любит животных. Пусть пока лекарства пьет из жалости к семье, а там, глядишь, повзрослеет.

Г. Оставить ее в покое. Больных детей часто слишком сильно опекают. А надо, наоборот, воспитывать ответственность. Пусть нахватает двоек, забьется в припадках и поймет, что сама все это сделала и сама в силах исправить. Тогда все и наладится.

Д. Для разрешения ситуации следует опереться на ресурс, то есть на те интересы, которые остались. Наверняка есть какие-то ветеринарные спецклассы, кружки, да и в занятиях спортом, к которым тянется Лида, наверное, возможен какой-то компромисс, ведь ее физическое развитие вполне по возрасту. Там же появится и новое общение…

Комментировать Всего 18 комментариев

1.Б

2.Б и(или) Д

3. Б. Это действительно страшная ситуация.

Да, не хочется думать о подвостковом возрасте. У нас он - еще грядет.

Алекс, не хочется, но надо... :))) Правда, о нем лучше подумать немного заранее. Потому что это тот именно случай, когда соломку во многих случаях можно подстелить вплоть до полного исчезновения проблемы... Ведь подростковый кризис это вовсе не неизбежность...

Катерина! Если а Вас есть эссе как избежать подросткового кризиса  или книги - дайте, пожалуйста, линки. У меня был жуткий подростковый кризис, и у самой сын растет. Пока более или менее все в порядке - сын хорошо учится, хорошо себя ведет, много читает, занимается спортом, доступ к компьютеру должен быть заработан ( 3 часа чтения дают 1 час компьютерной игры). Но он по темпераменту - по моим стопам, так что кризиса желательно бы избежать.

Алекс, у меня в книжке "Ваш непонятный ребенок" про подростков и подростковый кризис вся третья часть. Там сказала, что могла :) Вообще во многих книжках сказано множество разрозненных правильных вещей. Самое общее - вовремя решиться отпустить, переквалифицировать отношения с взрослый-ребенок на взрослый-взрослый (с разным опытом). Тогда товарищ слегка пугается открывшейся художественной перспективы :)) и ведет себя боль-мень тихо. А если родитель не решается и ребенку приходится самому перегрызать поводок, тогда - здравствуй кризис!  

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Случай с Митяем. Ответ "Б". Последовательно говорить Мите о чувствах, которые вызывают его поступки у его родных. 

Я, лично, всегда так делала и делаю. Хотя в принципе, подобных случаев практически не помню - как-то принято у нас в случае задержки или позднего прихода позвонить и предупредить (чтоб не ждали к ужину, или наоборот, чтобы оставили покушать)))  Муж так делает, я так делаю, дети соответственно. Всегда говорю детям о своих чувствах - что больно, что обидно, что счастлива, что разочарована - не люблю держать невысказанную обиду. 

***********************************************************************************

Случай с Витой. Ответ "В". Составить вместе с Витой подробный и коварный план по завоеванию объекта" - само собой разумеющееся!!)))  Составляли такой план с сыном. Он им не воспользовался, но сам процесс (!) планирования помог посмотреть на ситуацию немного под другим углом, иначе оценить себя и свои достоинства (о недостатках речи не шло))) 

Можно, конечно, еще добавить и ответ "Б". Рассказать дочке о своем опыте подобных переживаний.  Разговор по душам, без нравоучений, критики, без навязывания своего "единственного и самого правильного" мнения, как мне кажется поможет не только девочке справиться с ее проблемой, но и укрепит отношения с мамой. 

***********************************************************************************

Ситуация с Лидой. Ответы: "Б". Лидино состояние не имеет прямого отношения к ее болезни, это подростковый кризис. Об этом и надо думать в первую очередь и с этим работать. Может, к психологу ее отвести." Я бы остановилась на этом. Я несколько скептически отношусь к т.н. "поведенческо-психологическим" тренингам (если они не оплачиваются работодателем)))) , но может психолог посоветует что-нибудь стоящее.

и ответ "Д" : Для разрешения ситуации следует опереться на ресурс, то есть на те интересы, которые остались". И наверняка есть масса спорт. кружков, секций, куда Лида может ходить с пользой для себя (предварительно проконсультироваться с врачом). Удивительно, что она не занималась спортом до этого, плавание, напр, это не только хорошая фигура, но и полезно при невролгических заболеваниях. 

Еще добавлю, что может родителям и стоит какое-то время напоминать и заставлят Лиду принимать лекарства, Известно, что нередко взрослые люди проходят стадию упадка, уныния, даже депрессии, устав от собственной болезни, точнее - от осознания бесконечности лечения. Здесь очень серьезную помощь могут оказать близкие люди, которые поддержат, заставят, напомнят - выступять в роли "костыля", но только на короткий период времени.

Тяжелые болезни это ведь испытание не только для самого больного, но и для родных и близких. Наверное, психологическая помощь не была бы излишней и для родителей.  

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Заходите вечером, обсудим...

С удовольствием! А плюшки захватить? ))))))) 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Конечно! :) Вот чем мне нравится сноб, что через него я (ну вот совсем не гражданин мира, ни разу - ни по судьбе, ни психологически) могу запланировать на вечер - поговорить об интересном с приятными людьми из разных стран... :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, alla fleming

Мой выбор

Простая ситуация -

Провести с сыном семейную беседу-семинар об особенностях и опасностях подросткового возраста. Можно и про чувства добавить.

По-сложнее вопрос -

Рассказать дочке о своем опыте подобных переживаний. Можно добавить примеров из опыта родственников, друзей и даже литературно-кинематографических персонажей.

Сложная ситуация - 

Для разрешения ситуации следует опереться на ресурс, то есть на те интересы, которые остались. Наверняка есть какие-то ветеринарные спецклассы, кружки, да и в занятиях спортом, к которым тянется Лида, наверное, возможен какой-то компромисс, ведь ее физическое развитие вполне по возрасту. Там же появится и новое общение…

Светлана, спасибо большое за Ваши ответы! :)) Заходите сегодня вечером, я выложу то, что в книжке...

У-у-у... Почти все угадали! Светлана так и вообще практически все!   :))

Вот как оно в книжке: 

Ситуация с Митей.

Правильный ответ - Б.

Б. последовательно говорить Мите о чувствах, которые вызывают его поступки у его родных.

Митя - подросток. На следующем (после раннего детства, см. часть первую) витке он опять пробует границы. Задача - увеличение автономности. Но удержать, заставить здесь уже практически нельзя, это вызовет обратную реакцию - злость или отчуждение. Надо действовать тоньше. Эмоции близких людей в реальности очень важны для подростка - по ним, как по камертону он настраивает собственную эмоциональность.

Ситуация с Витой.

Правильные ответы - Б и В.

Б. Рассказать дочке о своем опыте подобных переживаний. Можно добавить примеров из опыта родственников, друзей и даже литературно-кинематографических персонажей.

В. составить вместе с Витой подробный и коварный план по завоеванию объекта

 

Первая любовь - серьезное испытание для любого подростка. Важно не высмеивать ее, не относиться как к чему-то незначимому. Для подростка все всерьез. Очень важен честный рассказ о сходном опыте близких людей.  Очень важны произведения искусства - книги, фильмы. Подростку надо учиться чувствовать и жить с этим - этот урок здесь и сейчас для него не менее важен, чем математика или история. Вопреки распространенному представлению, родители вполне могут  помочь подростку в приготовлении этого урока.

Ситуация с Лидой.

Правильный ответ - Д.

Д. Для разрешения ситуации следует опереться на ресурс, то есть на те интересы, которые остались. Наверняка есть какие-то ветеринарные спецклассы, кружки, да и в занятиях спортом, к которым тянется Лида, наверное, возможен какой-то компромисс, ведь ее физическое развитие вполне по возрасту. Там же появится и новое общение…

 

Диагноз Лиды слишком серьезен, чтобы можно было пустить все на самотек и посмотреть, что получится. Но и заставить девушку пить лекарство насильно уже невозможно. Значит, ее нужно убедить, что ее жизнь может быть интересной, наполненной творчеством, дружбой, любовью. Для этого Лиде нужны новые горизонты. Оставшиеся увлечения вполне пригодны для реализации этого плана.

Да, в завершение: я не помню, писала или нет - в книжке, кроме ответов, еще будут к каждому вопросу сноски "что еще почитать по этому поводу" - там и детская классика, и из современной подростковой литературы (нашей и зарубежной), и даже новеллки со сноба... 

 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина)) спасибо! Было полезно мне - матери троих детей, нигде не учившейся педагогике))) пройти ваш тест.

И каково мое счастье, что интуитивно я правильно отвечала. 

Я вас обожаю читать! СПАСИБО!

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Светлана, Вам спасибо за добрые слова и внимательное отношение. На самом деле наши дети - это лучшая школа для желающих учиться :))  

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина, спасибо! 

Я тоже правильно ответила на все вопросы (ха !!), просто отвечала не одним, а двумя ))))

Вы знаете, Катерина, когда у меня родился сын, то фактически не было никакой популярной  литературы для родителей, тем боолее, не было интеренета и всяких сообществ/сайтов. Зато были очень ясные, четкие воспоминания о собственном детстве, и еще были живы мои детские/юношеские ощущения от событий, людей, ситуаций. Я просто помнила, как мои детские страхи, проблемы или радости не воспринимались родными или взрослыми всерьез (а иногда и высмеивались или подвергались критике ((((  

Поэтому постаралась слушать и слышать сына, а потом и дочку (и племянников, конечно). Не жалею. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А у нас вроде была литература и там даже правильные на самом деле вещи были написаны ( ну вот хоть Выготского взять), но либо нечитаемым  суконным языком (наши) либо очень внятно, но совсем не наши реалии (переводные американцы)...

Ох, Катерина, не вспоминайте Выготского... Я его конспектировала в студенческие годы ))) До сих пор стоят перед глазами его книги ))

В мою бытность молодой мамы, мне подарили книгу Д-ра Спока. Пролистала ее, но не особенно зацикливалась на "правильном/неправильном" воспитании. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

еще раз - большое спасибо всем принимавшим участие в дискуссии, Когда книжка выйдет, я обязательно кину ссылку в общую ленту,

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont