Минобразования предложило изменить систему подготовки учителей
Проект концепции разработан сотрудниками министерства образования совместно с учителями и родителями. Документ опубликовали на сайте ведомства 10 января, однако сейчас он не доступен. В настоящее время проект, в частности, можно посмотреть (.pdf) на сайте Московского педуниверситета.
В рамках концепции предлагается усложнить вступительные экзамены в педагогические вузы, чтобы сократить число тех, кто поступает исключительно ради гуманитарного образования. В частности, появятся дополнительные экзамены, а проходной балл ЕГЭ, необходимый для поступления, повысят.
Концепция также предусматривает реформу «устаревших методов и технологий» подготовки будущих преподавателей. Существенное внимание в Минобрнауки хотят уделить стажировкам студентов педагогических вузов. В концепции предлагается отойти от «творческих курсов», заменив их реальной работой в школе — студентам-практикантам станут платить вузы и школы. При этом авторы проекта признают, что такая система может привести к «ухудшению показателей эффективности» школ.
В вузах также появятся программы универсального и педагогического бакалавриата. Кроме того, авторы проекта предлагают создать магистерские программы для выпускников других вузов, желающих преподавать в школах. Вместе с тем может появиться магистратура для учителей-управленцев и методистов.
Программа реформы рассчитана на 2014-2017 года. В первые два года ее обкатают в качестве эксперимента в 17-25 вузах. А в 2016-2017 годах программу расширят на всю систему подготовки будущих учителей.
Минобрнауки решило изменить систему подготовки, поскольку в педагогическом образовании сформировалось множество проблем. Выделяют низкий престиж профессии и отсутствие карьерных перспектив. Кроме того, признают авторы концепции, в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» абитуриенты, а в школы идут работать не самые «лучшие» выпускники.
Согласно результатам исследования Института педагогического образования РАО, которые приводит «Российская газета», портрет среднестатистического учителя сейчас выглядит следующим образом: это женщина 47 лет, имеющая высшее педагогическое образование, которая зарабатывает менее 20 тысяч рублей. Отмечается, что обычный учитель редко бывает в театре, а компьютером владеет «не очень уверенно».
Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО:
Сегодня лица детей меняются быстрее, чем лица учителей. Когда вы показываете книжку девочке четырех лет, она непроизвольно делает движение пальчиком, удивляясь, почему шрифт не расширяется. Это уже цифровое поколение.
В связи с рядом сложных причин психологического, физиологического и генетического свойства появляется все больше детей с проблемами в развитии. Это не значит, что у них нарушен интеллект, это может быть просто дефицит внимания — но с этим тоже нужно уметь работать.
Третий момент — новый закон об образовании ставит целью интегрирование в обычные классы детей с ограниченными возможностями. Этому тоже надо учить. Также нужно учитывать, что меняется демографическая ситуация — во многих школах появляются дети, для которых русский язык не родной и дома на нем не говорят. Требуется новая компетенция для учителя — обучение русскому как иностранному.
Месяц назад принят новый стандарт профессиональной деятельности педагога, где все эти компетенции прописаны. Я один из его авторов. Но с учителя нельзя требовать того, чему его никогда не учили. Отсюда следующий новый этап — изменение содержания и технологий подготовки будущих педагогов. Сейчас это абсолютно необходимая мера. Сегодняшние стандарты не соответствуют ни новому содержанию образования, ни новым условиям обучения. Если раньше все реформы образования носили экономический или управленческий характер, а на содержание никто не обращал внимания, то сегодня, наконец, взялись за голову учителя.