David Doyle
David Doyle

*

Утром 20 сентября по узкой Holland Street в районе Кенсингтон проехал велосипедист. Вслед за ним появился еще один, и еще, а вот и с прицепом. Как-то многовато для воскресного дня. Через минуту уже вся улица была до краев наполнена велосипедистами. Сотни и сотни велосипедов. Тряхнула головой, чтобы избавиться от утреннего наваждения. Ничего не изменилось. Все едут и едут – в ярких флуоресцентных желтых жилетах. На спинах надпись Skyride London. Вот и лохматый мэр, налегающий на педали, тоже промелькнул в толпе. Шестьдесят пять тысяч человек на велосипедах, представляете? Трафальгарскую площадь захлестывает бесконечный «светящийся» поток, огибает колонну Нельсона и течет дальше к Темзе. Обалдевшие туристы жмутся к памятникам. Привычная какофония машин, двухэтажных автобусов и черных кэбов сменяется раздающимися то там, то тут звонками. А озабоченные лица наблюдающих освещаются радостными улыбками. It's wonderful! It's surreal, it's like riding in a dream!1 – слышалось то там, то тут. В этот день жителям британской столицы представилась редкая возможность увидеть, как выглядел бы город, если бы большинство его жителей предпочитало крутить педали. «Я хочу, чтобы так было всегда!» – прокричал кто-то в толпе. Запруженная Holland Street напоминала желтую реку, по которой, как осетры на нерест, плыли велосипедисты.

**

Жители Лондона легко увлекаются новыми движениями и без труда придумывают названия тенденциям. London Fasion Week обогатила словарный запас новым понятием – блографер (от англ. blographer). Так теперь называют подростков, которые наравне со взрослыми получают аккредитации на крупные мероприятия, сами снимают, записывают, а потом выставляют cамодельные репортажи в собственных блогах. Правда, иногда их вылавливают на ночных вечеринках, куда вход до восемнадцати лет запрещен.

Лев Ливнев, четырнадцатилетний блографер, давно живущий с родителями в Лондоне, делился своими впечатлениями от моделей на London Fashion Week: «Они же не люди. С ними рядом просто не по себе. Только я встал в специальный отсек для фотографов, грохнула музыка, и они пошли друг за другом в двадцати сантиметрах от меня. Я, конечно, понимал, что они будут как-то необычно одеты – но чтобы так! Как животные, с какими-то мешками на головах, с ужасными накладными волосами».

Но все-таки в русле последних тенденций дизайнеры попытались приблизить моду к реальным потребностям и возможностям. Поэтому на подиуме время от времени появлялась одежда и двенадцатого, и даже четырнадцатого размера (русские – 46-48). То есть все для людей! Впрочем, большинство дизайнеров, такие как новый член клуба «Сноб» Давид Кома, по-прежнему отдают предпочтение худосочным манекенщицам.

Закрывал лондонскую неделю моды показ коллекции британского дизайнера Джейсона Уинтла I live for myself and answer to nobody2. Совладельцем модного дома Wintle является член клуба «Сноб» Евгений Лебедев. При этом он не довольствуется ролью безучастного инвестора, а добросовестно занимается развитием марки. А его появление на показе было встречено дружным щелканьем фотовспышек. Не в последнюю очередь благодаря усилиям Лебедева о молодом британском дизайнере Джейсоне Уинтле уже говорят по всей Европе, а его коллекции регулярно участвуют в неделях моды в Москве, Париже и Лондоне.

 

***

Летние коллекции на неделе моды выглядели особенно оптимистично после заявления об окончании рецессии в Великобритании. Однако жители Брикстона, одного из районов Лондона, похоже, не очень верят в конец кризиса и, пока не поздно, решили напечатать собственные деньги – брикстонские фунты. Стоит такой фунт столько же, сколько и обычный английский, но расплачиваться им можно только в местных магазинах, ну и между собой, разумеется. Инициатором этого проекта стало местное брикстонское сообщество Transition Towns Network. «Мы получили поддержку местного совета и семидесяти местных компаний, включая один из крупнейших универмагов Брикстона, – рассказал Джош Райан-Коллинз, член группы Brixton Pound Group. – Больше восьмисот брикстонцев пообещали купить по меньшей мере десять брикстонских фунтов в день их выпуска». Поменять обычные фунты на брикстонские можно в специальных обменных пунктах, а также в магазинах, согласившихся стать участниками этого финансового проекта.

Однако сложно пока сказать, как эта схема будет функционировать на практике в таком густонаселенном городском районе, как Брикстон. «Вопрос в том, как они собираются обеспечивать эти брикстонские фунты и чем, – прокомментировал нововведение член клуба "Сноб" финансист Андрей Дикушин с точки зрения экономики. – Это обычная внутренняя расчетная система, построенная на взаимном доверии участников. Но она не может полноценно выполнять те же функции, которые мы вкладываем в понятие "деньги"».

Интересно, что пока одни придумывают себе новые символы, другие отказываются от старых. Так, лондонцы чуть было не лишились любимой старушки Темзы. Река в одночасье исчезла со схемы линий метро – руководство компании Transport for London решило сделать карту менее загруженной и приняло решение от реки отказаться. На этой карте Темза действительно выполняет лишь роль условной границы между севером и югом города – источника вечного классового спора. Но пассажирам исчезновение Темзы страшно не понравилось. Скандал произошел, пока мэр Борис Джонсон находился в командировке в Нью-Йорке. В своем официальном блоге на Twitter он тут же написал: «Не могу поверить, что Темза исчезла с карты метро, пока меня не было в стране. Она будет возвращена!» И обещание свое сдержал.

 

****

Но, как часто бывает, радость обретения часто компенсируется неожиданной утратой. Одной из обсуждаемых тем стала совершенно мистическая история вокруг смерти всемирно известного и любимого англичанами шеф-повара Кейта Флойда. Звезда телесериалов, автор бесчисленных кулинарных книг, ресторатор и бонвиван пришел в ресторан другого известного британского повара Марка Хикса (все-таки своя стряпня рано или поздно надоедает), а через несколько часов после обильной трапезы умер у себя дома. Как говорят, от инфаркта. И при этом в ночь смерти Флойда телеканал Channel 4 показал документальный фильм о нем под названием «Кейт о Кейте». Сам Марк Хикс рассказывал об этом как о нелепом совпадении, но было сложно удержаться от параллели с Моцартом и Сальери. Но, может, и правда совпадение? Самые невероятные истории порой оказываются правдой.

Одну из таких историй мне рассказал Александр Шлепянов, в прошлом знаменитый киносценарист, а теперь лондонский арт-эксперт и коллекционер. Пожалуй, он самый английский джентльмен среди русских джентльменов. В руках у него была трость с набалдашником – шар из слоновой кости, на нем двуглавый орел, портрет Екатерины II и царя Алексея Михайловича.

– У меня эту трость много лет назад взял на съемки Михаил Козаков. Я тогда написал сценарий по пушкинской «Пиковой даме». Вот он и захотел использовать трость в картине. Для графини, разумеется. Фильм так и не досняли, а трость, как водится, затерялась. И вот прошло лет десять. Уже из Лондона приезжаю я в Израиль. Встречаюсь с Козаковым, и честный Миша мне говорит: «Саша, у меня ведь до сих пор твоя трость».

Мы сидели с Сашей в кафе Orangery в Кенсингтонском парке. Здесь лучше всего видна граница между сезонами. Вот уже двенадцать лет в последний день лета лондонцы приносят сюда цветы в память о принцессе Диане, и весь сентябрь они медленно увядают у черной с золотом решетки ворот.С

 

1 «Это потрясающе! Просто нереально, как будто катаешься во сне!»

2 «Я живу для себя и ни перед кем не отчитываюсь»