Dirty Diaries — это 12 короткометражек, снятых шведскими феминистками. Продюсером сборника выступила Миа Энгберг (Mia Engberg), известная шведская гендерная активистка. Энгберг — знаковая фигура европейского радикального феминизма: она регулярно выступает с программными текстами, играет в феминистской ска-группе Vagina Grande, кроме того, она один из создателей независимой кинокомпании Sexy Films, снимающей альтернативные гомоэротические фильмы. Любопытно, что новый проект Миа Энгберг снят на деньги налогоплательщиков. Средства на фильм — 500 тысяч крон (50 тысяч евро) — выделил Шведский институт кино (Svenska Filminstitutet), существующий за счет государственных ассигнований, и в обществе к этому отнеслись неоднозначно.

Идея снять фильм пришла Энгберг в голову на Стокгольмском кинофестивале, где была показана ее короткометражка Come Together (она тоже вошла в Dirty Diaries), в которой Миа и ее знакомые феминистки-режиссеры мастурбируют, снимая себя на мобильные телефоны. Лента Come Together была раскритикована, преимущественно мужчинами, которые сетовали на то, что женщины в фильме непривлекательные. Тогда-то Миа и пришла в голову мысль сломать главный стереотип обычного порно — женщины в нем должны быть привлекательны с точки зрения мужской аудитории.

В фильме Энгберг, как она сама говорит, представлена сексуальность в женском восприятии. На этой неделе «Грязные дневники» начали продаваться по всему миру. Проект «Сноб» посадил женщин перед экраном и зафиксировал на видео, как они смотрят, обсуждают и, иногда смущаясь, пытаются проанализировать увиденное.

В ходе дискуссии выяснилось, например, что феминистское порно зрителей возбудить особенно не может, но это и неплохо, так как такой задачи у создателей не было.

 

Наталья Кигай заявила, что шведские феминистки снимали это в первую очередь для себя — и их-то оно вполне возбуждало. Но цели тут совсем иные, скорее социальные и гуманитарные. Создатели фильма хотели показать, что и в порно возможны отношения «на равных», когда нет ярко выраженного объекта, как в обычной порнографии. И все герои — равноправные субъекты происходящего. Мария Байбакова, вспоминая Фрейда, Лакана и «теорию голых коленок», все же пыталась найти что-нибудь сексуальное в увиденном, а Лика Кремер утверждала: женщины и мужчины настолько разные, что никакое феминистское порно не поможет им сойтись. А закончилось все общим громким призывом: «Пошли смотреть настоящее порно!»

Короткая версия