Чьи дети доживут до ста лет
Джеймс Вопел из института Макса Планка в немецком Ростоке, а также Кааре Кристенсен из университета датского города Оденсе, сравнив различные аспекты старения, выяснили, что долголетие в богатых странах скоро перестанет быть редкостью. С начала XX века продолжительность жизни в развитых странах увеличилась более чем на три десятилетия. Даже в случае замедления этой тенденции, трое из четырех нынешних младенцев доживут, как минимум, до 75 лет. Как заявил Джеймс Вопел, каждый второй немец, родившийся в 2007 году, имеет неплохие шансы дожить до 102 лет. Еще дольше, по расчетам ученых, будут жить японцы (50% нынешних двухлетних могут дожить до 107 лет).
Этому тренду едва ли что-то способно помешать. «Линеарный рост продолжительности жизни за последние 165 лет не указывает на то, что границы возможного уже достигнуты, — говорится в отчете исследователей. — В случае приближения границ прогрессия может замедлиться».
При этом заметно изменится и сам процесс старения. Все больше пожилых способны на полноценную жизнь без всякой посторонней помощи. Заметно снижается смертность среди 80-90-летних в индустриально развитых странах. В 1950 году в Западной Европе из тех, кто перешагнул порог 80-летия, до 90 доживали каждая седьмая женщина и каждый восьмой мужчина. Теперь в этой группе сотню разменивает каждая третья и каждый четвертый.
Объяснений этому немало: все меньше людей занимаются тяжелым физическим трудом, при этом рацион заметно улучшается, растет и число тех, кто занимается спортом и следит за своим здоровьем.
Людей, шансы которых на долголетие особенно велики, ученые называют «интервенционистами». Это, как правило, женщины, которые не курят, почти не употребляют алкоголя, питаются преимущественно здоровой пищей и умеют избегать стрессовых ситуаций. Их антиподы именуются «активными бонвиванами». Это мужчины-трудоголики, которые много курят и страдают от ожирения. Замедляют этот тренд и так называемые нигилисты: люди, склонные к полноте, которые ничего для своего здоровья не делают.
Мартин Халле из Центра спортивной медицины университета Мюнхена осторожно комментирует эти выводы. «Нынешние 75-летние, вероятно, могут больше, чем их ровесники 30 лет назад, — признает врач. — Это удлиняет жизнь как минимум на десятилетие».
«Улучшение системы здравоохранения замедляет процессы старения и меняет наши представления о границах жизни», — комментирует исследование британский геронтолог Дэвид Гемс, который участвует в разработке медикаментов, способствующих долголетию.
Увеличение срока жизни означает и радикальные общественные перемены. Официальный пенсионный возраст, скорее всего, будет отодвигаться все дальше. По словам геронтолога Ричарда Сазмана, приведенным в журнале The Lancet, уже через десять лет на Земле будет больше людей старше 65 лет, нежели младше пяти. По его мнению, уже сейчас стоит подумать о том, кто будет оплачивать эти «дополнительные годы». В 1959 году из ста жителей ФРГ в возрасте 15-64 лет лишь 16 были пенсионерами. В 2056 году их может быть больше 60.
Возможно, в индустриально развитых странах придется изменить график работы. Говоря о том, что люди дольше будут сохранять трудоспособность, ученые предлагают подумать о сокращении рабочей недели.