![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5949A19E_D030_4B13_B704_01B172819E55_avatar.jpg)
Флибустьеры и шпионы: 5 лучших костюмных сериалов нового сезона
![Кадр из сериала «Клондайк»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4d/87/4d877680a4175add70df69b59774e9402a82802632c89277e27f38e29d6aa952.jpg)
1. «Клондайк» (Klondike) Discovery
Первый игровой сериал Discovery спродюсировал Ридли Скотт, и это объясняет более-менее все: в истории про старателей, штурмующих Аляску, отразилась вся система ценностей великого кинорежиссера. Здесь есть безупречное мужское поведение «Дуэлянтов»; сложный гуманизм «Бегущего по лезвию»; пронзительное ощущение одиночества человека на планете родом из «Тельмы и Луизы»; неунывающее жизнелюбие «Хорошего года» и умение превращать историю в мифологию, отработанное на «Гладиаторе» и «Царстве небесном».
«Клондайк» гораздо подвижнее всех вестернов, которые сейчас идут на ТВ, и гораздо мудрее всех вестернов, изредка выходящих в прокат. Это настоящее кино времен золотого века Голливуда, в котором ничто не делается напрасно и нет никаких излишеств. Если здесь есть ружье, то оно выстрелит; если брошен косой взгляд в салуне, то последует драка; если из чащи выходит волк, то значит, вот-вот начнется эпос. Тех, кто еще застал времена, когда Джек Лондон и Фенимор Купер были обязательным чтением, этот старомодный роман о борьбе за огонь обязательно согреет. Тех, кто помоложе, привлекут звезды: Ричард Мэдден (Роб Старк из «Игры престолов») и воскресший благодаря ящику Тим Рот.
![Кадр из сериала «Настоящий детектив»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4f/35/4f3541df4719f7e3d56132df1c8bad9f94c18c8a51c3a5475c86b4622f733e73.jpg)
2. «Настоящий детектив» (True Detective) HBO
Вроде бы не совсем костюмная драма: главные герои — американские копы из начала девяностых, ведущие охоту на маньяка в Луизиане. Но от телевидения высокой четкости морщины не спрятать ни людям, ни эпохам. Девяностые здесь пыльные, как дороги Штата пеликанов; машины и полицейская форма словно позаимствованы у охотников на Джона Рэмбо. Герои звонят из таксофонов, потому что еще нет мобильных. Столкнувшись с маньяком, идут к священникам и ученым, потому что до открытия «Википедии» еще десять лет.
А в пути они часто теряются без GPS-навигаторов и оказываются на территории токсичного болотного зла, в поход против которого ходили такие режиссеры, как Дэвид Линч («Шоссе в никуда), Шон Пенн («Обещание»), Дэвид Финчер («Зодиак», «Семь») и Эми Каан Манн (режиссер «Техасских полей смерти», наследница Майкла Манна). У умного канала HBO, заманившего в «Настоящий детектив» Вуди Харрельсона и Мэттью Макконахи, самые верные шансы на победу. Хотя бы потому, что этот неонуар, в отличие от фильмов, длится часов десять, а значит, может взять любое зло не штурмом, так измором.
![Кадр из сериала «Черные паруса»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/aa/7f/aa7fcb57b424a357c212cea8594304c3fb98f28b228a42c41d5c53828746cf3f.jpg)
3. «Черные паруса» (Black Sails) Starz
«Черные паруса» — предыстория «Острова сокровищ» Стивенсона, снятая предельно натуралистично и жутко. Первая четверть XVIII века, американские колонии еще не поднялись против метрополий, так что все спокойно на островах Багамских. Но у одного из пиратов, капитана Флинта, появляется логичная для преуспевающего разбойника цель: превратить остров Нью-Провиденс в независимую республику. Чтобы воплотить план в жизнь, он начинает копить силы: муштрует своих головорезов (в том числе кока Джона Сильвера, у которого пока еще две ноги и куча амбиций), обрастает союзниками и охотится на галеон легендарного испанского Флота Сокровищ.
Впечатлительные западные критики уже окрестили «Черные паруса» флибустьерской «Игрой престолов». На первый взгляд общего и правда много: грязный и мрачный историзм на территории фэнтези; свистопляска, так сказать, Эроса и Танатоса; встроенный в героический эпос хитроумный политический детектив и очень проработанные характеры. У сериалов, наконец, даже общий режиссер: и там, и там над ключевыми эпизодами работал британец Нил Маршалл, автор без шуток выдающихся ужастиков «Псы-воины» и «Спуск». Но на самом деле «Игра престолов» — это все-таки целая система отношений, одинаково захватывающая и в книге, и на экране, а «Черные паруса» — просто эффектная ее имитация. Но уровень исполнения все равно завораживает. Преданным зрителям канала Starz, которые помнят сагу про Спартака, стоит присмотреться.
![Кадр из сериала «Флеминг»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cf/31/cf31d1fb5cf5a440be5ee93e5a921557a83aa8bec4c827bd23160da5d7bab69a.jpg)
4. «Флеминг» (The Man Who Would Be Bond) BBC America
4-серийная биография британского писателя последовательно доказывает, что Джеймс Бонд вовсе не плод воображения Флеминга и не засевший внутри него мистер Хайд. Согласно сериалу, Бонд — это и есть Флеминг. В первом эпизоде герой, однако, занят не служением Короне, а гедонизмом в духе «Волка с Уолл-стрит», разве что с поправкой на британский стиль. Путешествует накануне войны по тревожной Европе, соблазняет красавиц, транжирит состояние, обводит вокруг пальца доверчивого богача и основательно пьет. Но реальность все же не дает перевоплотиться в Бонда: вместо водки-мартини бармен грозно приносит бутылку пива, вместо победы в драке под глазом расцветает фингал, а вместо всеобщего трепета приходится иметь дело с разочарованной родней. Но в конце эпизода Флеминг по протекции самого Черчилля попадает в морскую разведку, и начинается настоящая бондиана — со шпионажем, погонями и покерным столом.
«Флеминг» — отчасти ответ сверхпопулярному «Шерлоку»: даже любовный интерес у героев общий, актриса Лара Пулвер. Но если «Шерлок» придумывает новый сериальный язык, то «Флеминг» находится в плену образов из старых фильмов про агента 007. Всякий раз, когда герой отходит от машины, кажется, что она взорвется. Девушки здесь появляются из воды с грацией Урсулы Андресс — и в таких же нелепых бикини. Помощница по разведке Мандей и начальник адмирал Годфри — собирательный образ «М». А актер Доминик Купер притворяется то Коннери, то Крейгом — и не сильно проигрывает обоим.
![Кадр из сериала «Трофеи Вавилона»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ea/6a/ea6a5e41405dc82cd7dc4e385782b25770ef47cdc16ca8f3408bba336fcadb5f.jpg)
5. «Трофеи Вавилона» (Spoils of Babylon) IFC
В серьезной компании скучно без шутника, и в этом году его функцию вязли на себя «Трофеи Вавилона» — едкая сатира на патетику современных сериалов в целом и костюмные драмы в частности. Это как бы фильм в фильме: половину времени мы наблюдаем, как большой и самовлюбленный американский писатель-пятидесятник (Уилл Феррелл в гриме) рассказывает журналистам о сериале по мотивам своей семейной саги. Старик отчаянно пьет и злобно ворчит: мол, страна уже не та, народ мельчает, бюджет найти невозможно. Так что герою пришлось снимать собственную версию «Гиганта», «Великого Гэтсби» и «Унесенных ветром» на последние деньги. В связи с чем самолеты в сериале висят на нитках, дома и машинки игрушечные, а актеры — якобы плохие. Бездарностями здесь притворяются Тим Роббинс, Тоби Магуайр, Вэл Килмер, Майкл Шин и Джессика Альба.
Беспечно кривляясь, они разыгрывают великую американскую историю в духе «Гражданина Кейна». Сначала упрямый отец голодающей семьи находит нефть. Потом возводит в Техасе город-сад. Затем его сын уходит добровольцем на фронт, попадает в плен к японцам и возвращается на родину безумцем. И дальше по нарастающей: свадьбы, подъем династии, войны вокруг бизнеса, политические и научные амбиции, измены, убийства — и все это на фоне слайд-шоу эпох, и все это в формате ерничающего скетчкома вроде «Монти Пайтона». Ничего более смешного, чем этот мини-сериал, в этом году может и не выйти.
В России сериалы «Черные паруса» и «Настоящий детектив» смотрите в «Амедиатеке».
Сериал «Клондайк» выйдет на российском Discovery 6 марта в 22.00.