Роман Худяков направил письмо на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, в котором попросил его изучить нормы закона, разрешающего детскую эвтаназию в Бельгии. Также парламентарий попросил главу МИД подумать над запретом на усыновление российских детей в европейскую страну.

По мнению депутата, если нормы бельгийского закона распространяются на российских сирот, то России необходимо принять закон, запрещающий усыновление в страны с разрешенной эвтаназией для детей. Худяков отметил, что готов лично разработать соответствующий законопроект.

Принятый в Бельгии закон о детской эвтаназии, по словам депутата, «вызывает опасения». «Прежде чем продолжать сотрудничество с Бельгией по предоставлению наших сирот к усыновлению их гражданами, мы должны понимать, на каких основаниях ребенка могут умертвить, есть ли для наших детей опасность потерять жизнь в другой стране», — заявил депутат. Он добавил, что как «отец четырех детей» никогда не поймет закона, «позволяющего властям принимать решения, которые может принимать только Бог».

Закон о детской эвтаназии в Бельгии приняли обе палаты парламента. Документ вступит в силу после того, как его подпишет король Филипп. Согласно тексту законопроекта, для добровольного ухода ребенка из жизни необходимо его согласие и разрешение родителей. Также понадобятся заключения психолога и медицинского консилиума. Власти страны не участвуют в решении вопроса о добровольном уходе ребенка из жизни.

Ограничения на усыновление прописаны в Семейном кодексе России. В 127-й статье, в частности, сказано, что российских сирот не могут усыновить жители стран, которые состоят в зарегистрированном однополом браке. Также запрет распространяется на одиноких жителей стран, в которых легализованы однополые союзы. Вместе с тем сирот могут усыновить гетеросексуальные пары этих стран. Бельгия относится к списку 15 государств, в которых узаконены однополые браки.

Александр Кузнецов, президент Ассоциации детских психологов России и член Американской психологической ассоциации:

Инициатива запретить бельгийцам усыновлять российских сирот спорна. По логике законодателей, если кто-то из этих детей заболеет в Бельгии раком, то они его там сразу убьют. Вероятность этой ситуации крайне мала, а сирот в наших детдомах очень много, поэтому я бы не торопился с принятием этого закона. От него может быть больше вреда, чем пользы, так как сотни детей останутся жить в детдомах.

Кроме того в Бельгии процедура эвтаназии сложно организована. Не стоит думать, что там смертельно больной ребенок заявил, что хочет умереть, и ему тут же вколют инъекцию. На это должно быть согласие врачей, родителей и так далее. Но вообще я категорически против этого закона и надеюсь, что король Бельгии его не одобрит.

Детский мозг морфологически еще не готов принимать решения об эвтаназии, так как у него не созрели лобные доли. Не говоря о том, что ребенок не имеет достаточного жизненного опыта и возможности осознать, что такое смерть. Есть дети с демонстративной наклонностью, они говорят: ты мне мороженое сейчас не дашь, и я выброшусь из окна. Они не в состоянии сопоставить текущий уровень дискомфорта с потерей жизни. Сам факт обсуждения с ребенком этой возможности уже преступление против его личности. Родители и врачи должны настраивать ребенка только на борьбу, говорить: да, сейчас тяжело, но постараемся справиться с этим.