Кино на «Снобе»: любовь, апокалипсис и решение межнациональных проблем в фильме «Спаситель»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает участник конкурсной программы 35 ММКФ, романтическая фантастика актера Романа Артемьева

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Роману Артемьеву 33 года. За его спиной — актерская мастерская Алексея Баталова во ВГИКе, после окончания которой он вернулся в стены института вольнослушателем — на лекции Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Последняя на данный момент режиссерская работа Артемьева — необычная история любви на фоне конца света — впервые была показана в конкурсе 35-го ММКФ: «И реакция зрителей, как и на других фестивалях, меня радовала». Фильм получил Гран-при на первом международном фестивале «Короче», ориентированном на зрительское кино: «Думаю, у этого фестиваля большое будущее. Программа была действительно очень сильная. Благодаря победе, мы окупили полностью фильм — призовой фонд составил 500 тысяч рублей. И сейчас фильм заявлен на нескольких международных фестивалях, но показ его на “Снобе” не мешает этому». Итак, онлайн-премьера «Спасителя» — у нас.

Только представьте. Все началось с первых видеопрокатов, видеосалонов. После просмотра я рассказывал тем, кто не видел фильм, приукрашивал истории, что-то добавлял, что-то убирал. И получался в итоге фильм, которого я на самом деле не видел. Но он очень нравился слушателям. После этого многие хотели его посмотреть, но это всегда было проблематично.

Довольно слов. Моя предыдущая короткометражная работа называется «Тася». Фильм без единого слова, что для меня было очень ценно на том этапе. Спустя время мое отношение к картине не изменилось. Я снял ее именно такой, какой представлял еще до съемок. Фильм получился. И он всегда очень хорошо воспринимается зрителем.

Раз и навсегда. Часто режиссеры по прошествии времени хотят многое изменить в своих работах: говорят, что вот тут бы я снял иначе, тут отрезал, здесь добавил. Но кино делается один раз и навсегда. И я думаю, мое отношение к собственным картинам не претерпит изменений. По своей сути я максималист. И если после съемок я осознаю, что картина не удалась, я скажу: «Не, ребят, не тратьте время», как бы жалко мне ни было потраченных усилий и времени. Но, слава богу, такой ситуации не было.  

Удивительное рядом. Снимать «Спасителя» мне предложил соавтор сценария Михаил Яровиков. На тот момент я искал именно жанровую историю. Что-то мы убрали из сценария, подчистили, добавили необходимое. Для меня как режиссера самое главное, чтобы история меня зацепила. Всегда стоит вопрос: «Чем будем удивлять?»

Анатомия и физиология киноорганизма. Актеров нашли через кастинг. Сесег Хапсову я выбрал на роль кассирши сразу. Она очень точно вписывалась в образ, поэтому сомнений по поводу нее как актрисы не возникало. А вот с поиском еще одного главного актера — на роль «ученого из будущего» — пришлось поломать голову. Подсказала мама: в фильме «Яр» Марины Разбежкиной я участвовал как актер, а в одном из эпизодов играл Александр Чеслов. После его проб на главную роль я был уверен, что нашел героя, хотя многие сомневались. Но когда фильм вышел, все вопросы были сняты. Почему именно они? Все просто: они мне нравятся как актеры. Я придерживаюсь той точки зрения, что плохих актеров нет. Бывают плохие режиссеры. А у хорошего режиссера и табуретка в кадре будет играть. Но с табуретками работать нет желания. Так что приходиться искать людей, схожих по творческому мышлению. Это относится не только к актерам, но и ко всей съемочной группе. Ведь кино — один большой организм.  

До неузнаваемости. В плане актеров все, что требовалось, было выполнено. Несмотря на то что актер по своим каким-то личным соображениям на определенные поступки пойти не может. Для многих, например, проблема сниматься голым, что сделал Александр Числов. Это выше всяких похвал. Весь съемочный процесс должен работать на актеров. Я сам актер и уважительно отношусь к этой профессии. В любом случае ты в ответе за них, и артист вправе сказать тебе все, что думает, после того как увидит фильм. Но когда мои актеры говорят: «Ух ты!» и сами себя не узнают в фильме, это очень приятно.  

Голый среди волков. Съемки проходили в супермаркете. Со стороны администрации это был жест доброй воли. Они попросили мои киноработы и после разрешили снимать бесплатно. Здесь, конечно же, была проведена работа сопродюсером Яной Кантор. Многие удивлялись, потому что им до нас отказали даже за деньги снимать. Также съемки проходили недалеко от станции «Таганская». По фильму герой бежит по улице голый. Не обошлось без полиции, которая приехала сразу же после первого дубля. Закончилось тем, что они взяли автограф у Числова и разрешили нам снять еще один дубль. Спасибо нашей полиции за вклад в кинематограф.

Маяки. Как таковых референсов не было. Вернее, я их отбрасывал, чтобы они не мешали. Главное было уловить атмосферу, внести что-то свое. Хотелось сохранить дух фильмов 80-х. Что-то от Роджера Кормана, что-то от Сэма Рэйми.

Сила в плане. Для меня нет ограничений. Как в короткометражном кино, так и в полном метре законы одни и те же. Но полный метр я еще не снимал. Это уже забег на длинную дистанцию. Так что нужно грамотно распределять свои силы. Все впереди.

Супергерои из супермаркета. Наша жизнь полна абсурда. И порой она комична, порой отличается тонкой иронией. Только мы этого не замечаем. Каждый выбирает свое. Для кого-то она драматична. И он живет как на поле боя. Но мой взгляд комедийно оптимистичен, даже тогда, когда кругом бушуют шекспировские страсти. Но когда обыкновенные, на первый взгляд, люди, такие как кассирша из супермаркета, спасают планету — что может быть увлекательнее?

Ретрансляция. Себе я в первую очередь задаю вопрос: с каким настроением зритель выйдет после фильма? Я думал о зрителе, но ни в коем случае не заигрывал с ним. Зритель умный, и недооценивать его не стоит. Все, что я мог, — передать свое настроение, энергетику. И это независимо от жанра, в котором стоит рассказывать историю...

Потребности и возможности. Бюджет фильма формировался из невозможного и составил две тысячи долларов. Но в данной истории на это можно было пойти. Я вообще считаю, что кино должно стоить столько, сколько должно стоить. Главное, чтобы оно оправдывало средства и цели.

Для радости. В данный момент хочу запуститься с фильмом «Последний индеец» — по собственному сценарию. Он входил в шорт-лист фестиваля «Текстура» и дошел до полуфинала Sundance Film Festival. Надеюсь, все сложится. Также я нахожусь в поисках финансирования нового короткометражного фильма «Собака». Работа идет постоянно. Я всегда открыт к работе. Сейчас пишу два сценария. Будем удивлять. И радовать себя.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.