Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Пространство Галереи на Солянке, где собрали несколько сотен всевозможных артефактов, вышедших из-под руки Сергея Параджанова, вызывает то же магическое чувство родом из детства, что и калейдоскоп: что-то приземленное, сломанное, бытовое под воздействием магии превращается в муралы, византийские мозаики, становится головокружительно огромным. Как ни хочется избежать штампа «Вселенная Параджанова», это именно она: все этапы творчества, свидетельства персональных летописцев, артефакты, связанные с кино, все важные люди в его жизни и миллионы странных или обыденных предметов, которые, пройдя через его руки, стали волшебными.

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

По словам директора Галереи на Солянке Федора Павлова-Андреевича, который за экскурсию успел рассказать участникам проекта «Сноб» десятка три историй про создание того или иного причудливого объекта, Параджанов был в некотором роде поп-артистом: он любил работать с общеизвестными образами, сооружая их из подручных средств. На трехмерных коллажах — Георгий Победоносец, лица с картин эпохи Возрождения, символы минувшей советской эпохи. Например, паровоз Революции с колесами из медальонов и брошей, усыпанный жемчугом и каменьями, — двигатель прогресса, который, будучи прекрасным с точки зрения своей идеи, далеко не доедет на своих разных колесах. Здесь и особый вид параджановского творчества — чужие картины, которые режиссер превратил в свои работы, дополнив их своими узорами и драгоценностями: рыбьей чешуей, раковинами, стеклом, сухоцветами. Он был превосходным собирателем, подбирал все, что валялось под ногами, что-то ему несли друзья, что-то он выпрашивал или даже потихоньку выносил из домов и передаривал кому-то другому — это служило поводом для конфуза прежних обладателей вещи, когда они приходили в гости к новым, благодаря Параджанову, обладателям. Разумеется, свое искусство он также буквально рассеивал среди всех своих знакомых, поэтому экспонаты для «Выставки цвета граната» были готовы предоставить не только Московский музей кино и Музей Сергея Параджанова в Ереване, но и его многочисленные друзья, хранящие скульптуры из гнутых ложек, коллажи и прочее.

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Повсюду куклы: кукла в волшебном шлеме — Юрий Гагарин, обожаемый Параджановым Юрик, живые куклы — фотографии девочек в игрушечных одеждах, трагичная кукла, которую он сделал в тюрьме, издалека кажущаяся богато украшенной, а вблизи демонстрирующая убожество своего наряда из обрывков.

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Под тюремное творчество отведена половина одного из залов. Работы отличаются минимализмом: в тюрьме собирателю сложно развернуться. Тем не менее ему удавалось творить и там, и творить замысловато, филигранно. Каждый штрих серых грифельных абстракций, каждая соринка, приклеенная на самодельные открытки, выступают как доказательство страданий в заточении. Здесь и его письма, полные боли.

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Отдельный зал отведен под фотографии Параджанова с близкими ему людьми. Сам он — в экстравагантных нарядах, вывернутых наизнанку, в женских халатах, которые он любил, опять же, отбирать у знакомых: его кожу резали швы на одежде, а может быть, он испытывал панический ужас перед грубой материей после лет, проведенных на зоне. Вместе с ним — его музы во главе с Софико Чиаурели, которых он любил перед фотографированием завернуть то ли в скатерть, то ли в ковер. Этот «зал славы» усыпан его лозунгами и афоризмами, которые он писал поперек куцых тетрадных листиков, а под потолком разносится фонограмма последнего интервью: «Брежневу не нужна нежность», «У меня было восемь статей — для всех осталась только одна, гомосексуализм!»

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

В рамках «Выставки цвета граната», разумеется, проходят и кинопоказы, как картин самого Параджанова, так и документальных и игровых фильмов о нем. Также на нижних уровнях галереи находятся видеоработы художников, на которых режиссер оказал колоссальное влияние. Всем людям, которые когда-либо вдохновлялись Сергеем Параджановым, просто не хватило бы места. Между прочим, в этот легион входит и Мадонна: в ее клипе на песню Bedtime Story дословно процитированы кадры из фильма «Цвет граната». Среди участников «Выставки цвета граната» особенно выделяются видео казахстанской феминистки, выставляющейся на художественных биеннале по всему миру, Алмагуль Менлибаевой и широко известной «аварской принцессы» Таус Махачевой, финалистки премии Кандинского. В зал вдохновений ведет «коридор влияния»: пространство, где демонстрируются кадры из фильмов тех режиссеров, которые подействовали на формирование художественного языка Параджанова, а также те, на кого влиял он сам.

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Ректор МГПУ Игорь Реморенко оценил подход к формированию структуры выставки: «На этой выставке можно отследить всю цепочку культурной традиции, основанной Параджановым, которая продолжает жить и развиваться. Здесь становится понятно, откуда и куда она идет. То, что он делал, удалось вписать в развивающуюся культурную логику с теми, кто был до него, и с продолжателями его художественного подхода — отчасти провокации, отчасти эклектики и сбора различных эстетик в общем целостном представлении. По-моему, кураторам выставки удалось все это передать».

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Экспозиция «Параджанов. Выставка цвета граната» открыта в Государственной Галерее на Солянке до 16 марта.