На блогах в России не заработать

В сентябре ЖЖ объявил о партнерстве с рекламной сетью Google AdSense. И многие заговорили о блогах как об источниках дохода. Антон Носик провел эксперимент на себе и убедился в обратном. По просьбе проекта «Сноб» он подробно описал свой опыт

Иллюстрация: Jurryt Vissеr
Иллюстрация: Jurryt Vissеr
+T -
Поделиться:

Сколько можно заработать на блоге

В отчете американской исследовательской службы Technorati о состоянии мировой блогосферы за 2008 год приводились такие цифры по доходам зарубежных блогеров. В США средний заработок с продаж рекламы на страницах интернет-дневника составил 5060 долларов, максимальный — 350 000 долларов. В Европе средний доход был выше: 9040 долларов в год, зато максимум не превысил 324 тысяч. У блогеров Азии средний доход составил 7440 долларов, максимальный — 250 000 долларов. Средняя выручка от каждой тысячи показанных страниц (CPM) у американского блогера составила 4,2 доллара, у европейского — 3,3 доллара, а у азиатского — 6,61 доллара. При этом у самого высокооплачиваемого американца CPM достигала 30 долларов, у европейца — 50, у азиата — 55.

Подробнее

Мой личный эксперимент с установкой рекламы AdSense в ЖЖ дал значительно более скромные цифры. Мой ЖЖ входит в пятерку самых читаемых русскоязычных блогов на этом сервисе, с 17 000 подписчиков. При максимальном обвешивании журнала рекламой, текстовой и графической, суточная выручка составила 11 долларов. Без подобных эксцессов среднесуточный заработок был равен 5 долларам. Итого, не прилагая никаких дополнительных усилий, я мог бы зарабатывать на своем ЖЖ 150 долларов в месяц или 1800 долларов в год. А, приложив усилия, мог бы увеличить эти суммы вдвое. На первый взгляд, это повод задуматься о 80% упущенных рекламных показов, на второй — серьезный аргумент против перехода на автономную платформу. Допустим, я там получил бы впятеро больше рекламных денег. Не 150 долларов в месяц, а целых 750. Но для этого сперва пришлось бы где-то взять на автономной платформе этих 17 000 постоянных подписчиков, которых никак не переманить из ЖЖ, потому что ни у кого из них френдлента не состоит из одного меня. То есть серьезно вложиться в рекламу и маркетинг, потратить кучу времени и денег, а на выходе, в случае успеха, получить 750 долларов в месяц.

Как именно зарабатывают блогеры

В Америке появление у миллионов людей собственных блогов и привычки читать чужие привело к тому, что довольно быстро из блогерской среды выделилась прослойка лидеров рейтинга, которые тут же обратили свои записи в источник дохода, начав продавать рекламу, привлекать спонсоров и вступать в партнерские программы с интернет-магазинами. Блоги, ставшие из хобби полноценными бизнесами, обзаводились редакциями, маркетинговыми отделами, становились объектами крупных инвестиций и сделок купли-продажи (например, созданный в 2003 году кооператив блогеров Weblogs Inc. был в октябре 2005 года выкуплен компанией AOL Time Warner за неразглашаемые 25 миллионов долларов). К 2007 году рейтинг 100 самых популярных в мире интернет-СМИ уже на четверть состоял из блогов.

Покуда лидеры рейтинга превращались в медиамагнатов, блогеры с более скромной посещаемостью тоже исследовали возможность заработка на собственном творчестве. В уже упоминавшемся отчете американской исследовательской службы Technorati о состоянии мировой блогосферы сообщается, что в прошлом году 56% владельцев интернет-дневников во всем мире использовали их для заработка. 38% блогеров участвовали в сетях контекстной рекламы (таких как Google AdSense). 28% размещали в блогах баннеры. 20% участвовали в партнерских программах интернет-магазинов, где их вознаграждение зависит от числа или стоимости покупок, совершенных читателями. 6% признались исследователям в написании хвалебных или ругательных постов за деньги. 5% зарабатывали ведением блогов «от имени и по поручению» тех или иных заказчиков.

Особый российский путь

Было бы естественно предположить, что развитие блогосферы в России пойдет тем же путем. Прогнозы насчет скорой «монетизации блогов» зазвучали у нас еще в 2006 году. Однако же пара особенностей национального блогинга воспрепятствовала повторению американского сценария.

Первопроходцами блогосферы в России оказались известные журналисты, писатели и интернет-предприниматели, каждый из которых на протяжении первых 5-6 лет ведения собственного дневника относился к этой затее, как к хобби и не испытывал никакой потребности сменить основную профессию на ремесло блогера. Возможность превратить свои личные заметки в источник заработка, даже если исследовалась кем-то из топовых блогеров, оставалась для них факультативной. А на факультативе медиаимперии не построишь.

«Второй эшелон» популярных в России блогеров составили штатные сотрудники и фрилансеры бумажных и интернетовских изданий. Этой категории авторов было бы, наверное, и интересно, и выгодно превратить свои личные заметки в основной источник заработка. Такая перемена участи могла бы дать им и творческую, и экономическую независимость, о которой не мечтает редкий гуманитарий из числа наемных батраков умственного труда. В США прослойка медиамагнатов от блогосферы в основном и сформировалась за счет амбициозных молодых репортеров и редакторов, для которых собственный блог стал альтернативой работе «на дядю». Но у нас этой прослойке путь к экономической самостоятельности преградила интеллигентская неготовность суетиться, торговаться и брать на себя предпринимательские риски. Нечаянно выяснилось (хотя многие по сей день не готовы в этом себе признаться), что постылая работа «на дядю» и участь гуманитарных батраков является для них вполне осознанным жизненным выбором.

Так и оформилась нынешняя контрреволюционная ситуация в русской блогосфере, про которую товарищ Ленин мог бы сказать: верхам неинтересно, а низам страшно.

ЖЖ как могильщик монетизации

Именно по этой причине «Живой журнал» сумел завоевать столь прочные позиции в русскоязычной блогосфере, в то время как в большинстве стран мира (начиная со своей американской родины) он эти позиции давно утратил. Особенность ЖЖ как блогхостинговой платформы изначально состояла в том, что любой потенциал заработка для блогера там был минимизирован. Не только потому, что в Пользовательском соглашении прописан был прямой запрет на размещение рекламы в дневниках — этот запрет, как мы видели, компания «Суп» отменила одним осенним утром, объявив о партнерстве с Google AdSense, и небо на землю не рухнуло. Однако есть у ЖЖ другая важная особенность, которую никак не отменить: 80-90% прочтений любого блога и любого сообщения в нем приходится на долю так называемой френдленты, то есть сводного потока записей от пользователей, на дневники которых подписан данный конкретный читатель. Это изумительно удобный и весьма привычный для чтения ЖЖ механизм, но он, увы, означает, что любой отдельно взятый блог в ЖЖ, разместивший на своих страницах баннеры или контекстную рекламу Google AdSense, теряет около 80% заработка, который он получил бы, если бы вел тот же самый блог на любой другой платформе...

В Америке именно это обстоятельство привело к тому, что «Живой журнал» к 2006 году проиграл соревнование блогхостингов. Популярные блогеры, способные привлечь значительную аудиторию своими записями, быстро отвалили туда, где каждое прочтение этих записей приносило бы им доход. А те, кто использовал свой дневник как аналог социальной сети для общения с узким кругом своих личных знакомых, обнаружили, что для этих нужд им удобней такие платформы, как MySpace и Facebook.

Зато в России ЖЖ повторил привычную для наших краев макроэкономическую модель: «богатое государство — бедные граждане». Журналисты и политики, миллионеры и миллиардеры, думцы и губернаторы, писатели и художники, поэты и прозаики, актеры и музыканты, телезвезды и футболисты, Дмитрий Медведев и Эдуард Лимонов, Борис Грызлов и Гарри Каспаров, Сергей Миронов и Леонид Невзлин своим блогерским трудом из года в год приумножают популярность (и коммерческий потенциал) той платформы, на которой они самовыражаются, по адресу www.livejournal.com. И российская аудитория, доходящая по TNS-Гэллап до 10 миллионов уникальных читателей в месяц, — не у них, а у платформы в целом. А есть и еще миллион-полтора менее знаменитых и раскрученных авторов, у которых в среднем по 15-20 подписчиков, и им тоже ничего не остается, кроме как радоваться, что труд их вливается в труд их Республики под названием ЖЖ.

Главный итог эксперимента

В одном «Суп» со своим гугловым экспериментом, безусловно, преуспел. Он лишний раз напомнил всем заинтересованным лицам, что вековая мечта молодца на печи — обрести экономическую независимость одним щелчком мыши, как по щучьему велению, — так и осталась сказкой, несмотря на Интернет, блогосферу и весь наш научно-технический прогресс.

Комментировать Всего 16 комментариев

Во-первых, я хорошо отношусь ко всему, что ненасильственно и законно. Во-вторых, блог — это контент, который автор создает, а люди читают; как и результаты любого своего труда, человек имеет, на мой взгляд, и формальное, и этическое право монетизировать собственный блог.

Другое дело, что мне сложно будет понять тех, кто это делает, при названном уровне дохода: ситуация с монетизацией блога непривычная, относиться к ней читатели будут двойственно, так что сейчас, мне кажется, плюсы от размещения рекламы в своем блоге не будут для пользователя перевешивать минусы. Об этом, впрочем, пусть думают ЖЖ и Гугл.

Что касается лично меня — блог блогу рознь: например, у меня есть узкопрофессиональный stand-alone-блог про некоторые аспекты моды, и я вполне планирую рано или поздно размещать в нем связанную с тематикой блога рекламу. В то же время мой ЖЖ — это моя частная площадка для частных высказываний, и размещать в нем рекламу я ни нужды, ни причины не вижу. Иными словами, мне кажется, дело не в том, где блог размещен: в ЖЖ или не в ЖЖ, а в том, каким автор видит обмен ресурсами между собой и читателем. По большому счету, блог — это самый обыкновенный сетевой сервис: автор предоставляет услуги, читатели ими пользуются. Если автор считает, что ведет блог ради символической платы, которую читатели вносят вниманием и feedback-ом, то монетизация вряд ли его заинтересует. Но даже если она состоится, беда невелика. Максимум, блог будет вынужден пройти стандартный путь монетизации прежде бесплатного сервиса: кто-то из читателей возмутится и уйдет, кто-то поворчит, но останется, кто-то скажет: «Имеют право». Если же взаимодействие изначально построено на принципе: «Я развлекаю/информирую вас — вы прямо или косвенно повышаете мое материальное состояние» (то есть подразумевается какой-то обмен, кроме символического), то история с рекламой — просто способ удобно и безболезненно этот обмен осуществить. Правда, благосостояние получается какое-то ничтожное, но, с другой стороны, «пять старушек — рубль».

Тут еще, правда, надо добавить, что сервис, о котором идет речь, придуман вообще не для нас с вами, а для того, чтобы привлечь в ЖЖ корпоративные блоги, популярные stand-alone-блоги и массовые блоги с других платформ. Посещаемость таких блогов может быть очень велика, и тогда суммы, набегающие на рекламе, могут оказаться дополнительным поводом выбирать ЖЖ как блог-платформу.

Нельзя исключить, что мы через какое-то время увидим в ЖЖ блоги, целенаправленно раскручиваемые и рекламируемые для того, чтобы их посещаемость, выраженная через доходы Google AdSense и медийки, приносила рекламу создателям. Другой вопрос, насколько это будет заметное явление.

Это мне напомнило несоответствие задач: стою я на балконе и смотрю на город, но если я сниму трусы, сразу соберется народ. И это типа того. Я просто стою, и у меня задача не собрать народ, а смотреть. Это мой балкон, и я не хочу, чтобы на меня кто-то смотрел. То же самое с дневником. Дневник преследует какие-то другие цели. Бизнес — это другое. А реклама сразу вызывает подозрение. Как только появляется реклама, сразу возникают вопросы. Дневник — это что-то искреннее. Френды — это большая ценность. У меня их больше двух тысяч, а я что-нибудь такое сделаю, и их у меня не будет. Вот это будет ужасно. Я понимаю капиталистов. Любой капиталист видит не тысячу человек, а тысячу он сразу умножает на какое-то количество долларов, это нормально. Но не в моем случае, это не мое.

В ЖЖ много разных людей. Кому-то интересно поделиться мыслями, или фотографиями, или стихами и прозой. Другому хочется общаться. Третьему - прославиться, или найти работу. Если за границей, от США до Китая, нашлись миллионы людей, которым интересно срубить с блога копеечку, то и в России рано или поздно образуется такая прослойка. Другой вопрос, что, может быть, не в ЖЖ.

Так я тоже делюсь мыслями))

Что касается рекламы в блогах, мне совершенно все равно. Я, конечно, пострадал от кризиса, но не настолько, чтобы нуждаться в этих копейках. Антон Носик провел такое исследование. И это совершенно смешные деньги, и не стоит этим заниматься. Больше никаких экспериментов не нужно, уже ясно, что это копейки.

Когда такой эксперимент ставился SixApart в 2005 году, средняя выручка составляла 1 доллар на блог в год. В моём случае это уже 1800 долларов в год. Некоторая динамика налицо, и причины её понятны: растёт рекламодательский спрос, а с ним растёт аукционная цена клика. Где потолок этого роста, я в своём эксперименте не выяснял. Но не исключаю, что через полгода-год повторю опыт, чтобы посмотреть развитие.

Сегодня, чтобы быть эффективными, маркетинг и реклама должны исчезнуть, должны в глазах манипулируемого не восприниматься как реклама и маркетинг. Вместе с индустрией растет и культура зрителя, сегодня зритель понимает, что реклама везде, зачастую реклама прямо в лоб, а в блогосфоре ее очень легко спрятать. Мне кажется, что очень многие блогеры, те, у кого больше тысячи читателей и кто ходит в блог как на работу, прилично на своих журналах зарабатывают, но чтобы к блогу не упал интерес, чтобы люди не воспринимали его как бизнес-проект, блогер намеренно прибедняется. Данное выше исследование как бы показывает: мол, и рад бы продажным быть, да только такие крохи, что и браться неохота. Но мне кажется, что это просто дымовая завеса. 

"На блогах в России не заработать"

Проект "Сноб" (Наши Колумнисты) - исключение?

Хочется помочь разобраться

Елена, здесь речь идет совершенно о другом. Колумнисты - это профессиональные авторы, которые работают. За работу они получают деньги. И это вообще типичная ситуация. Вряд ли Вы знаете много людей, которые работают и НЕ зарабатывают. Антон пишет соверешнно об ином виде деятельности. 

Appreciated

Борис, спасибо за комментарий, я, как человек, который лет 5 профессионально занимался Интернет рекламой, уверяю Вас, отлично понимаю о чем пишет Антон. Я пишу о другом - о том, что известные блогеры (которые себя сами успешно "раскрутили") могут теперь не думать о 750 долларах в месяц от рекламы в блогах - они, как блогеры, сейчас прекрасно зарабатывают, а следовательно, в России можно заработать на блогах) 

Елена, согласитесь, это связь очень косвенная. Здесь же речь идет о блоге - как о производстве контента, кооторое само по себе на Западе может приносить деньги. А у нас почти нет.

Понятно. что многие получают неплохие деньги - например продают одежду или еду через интернет. Другие делают из себя селебрити и пишут куда-то еще за деньги. Но это все не про то  

Борис, ну почему "не про то", если блог, как контент (который создают селебрити) может успешно продаваться? И, Антон Носик, который "вырос из Сети" (большинство Интернет пользователей на вопрос - "А кто такой Антон Носик - ответят - блогер Dolboeb") и Иван Охлобыстин, который, стал селебрити "офф-лайн", а потом уже стал востребован в сети - продают свой контент, например, Проекту "Сноб". Это люди, которые создают "траффик". Ведь Вы не случайно заказали это исследование Антону Носику - Интерактивный Проект "Сноб" - условно можно назвать одним большим - и  суммарным блогом - желая убедиться в том, будет ли прибыльным размещение рекламы в блогах - оказалось, что нет. А я говорю о том, что это и не нужно, что изначально, правильным было сделать акцент на подписке, а не на рекламе на сайте. И тот же Носик потенциально может "привести" своих 17000 посетителей на сайт (17000 х 100 долл= 1 700 000 долл - не так уж и плохо, по крайнем мере. расходы на персонал окупятся), для этого, совсем не нужно рекламировать "Сноб" в блоге Носика. Антон может просто завести об этом беседу у себя в блоге (об этом, по моему, пишет выше Самвел). Также и с Иваном Охлобыстиным, и с другими, разве нет? На других площадках - другие блогеры - герои (например, Малиновская, на mail.ru, но она не обеспечила бы Вам нужную аудиторию).

Так что свое утверждение оставляю в силе - на блогах заработать можно)

Борис, мне кажется, ты немного лукавишь! Как разница, как блогер зарабатывает - с помощью прямолинейной банерной, контекстной и скрытой рекламы (проплаченой как реклама) или за счет "капитализации" себя как производителя контента и генератора траффика?

Прямолинейной, откровенной (не лукавой) рекламой в отечественной блогосфере почти невозможно заработать, тк в умах посетителей она (богосфера) воспринимается как источник непродажной информации, символ независимой точки зрения и мысли.

С другой стороны, у нас малоразвитый рекламодатель. Он наивно полагает, что если он разместил рекламу в блоге, то там больше не может появиться негативной (пусть и объективной) информации.

тут очень простая история. можно быть главным редактором журнала и добиться популярности в медиа среде. Таким образом повысить собственную капитализацию. При этом само издание может быть убыточным. Так бывает. 

Похоже, обсуждение темы уже закончено, но внесу свою скромную лепту. Дело в том, что пару лет назад я имел опыт работы с AdSense, был у меня маленький непопулярный блог на blogspot и результаты размещения AdSense не сильно отличились от тех, которые привёл Александр.

Иными словами, мой блог читали 50-100 человек в день и заработок с рекламы составлял 8-10 долларов, за вышеуказанный отчётный период соответственно, у Александра же, аудитория несопоставимо больше моей.

Вывод: могу предположить, что реклама от гугла настолько надоела пользователям своей однотипностью, навязчивостью и повсеместностью, что простые пользователи просто перестали её замечать, а значит, перестали по ней кликать. Иного объяснения дать не могу.