Сколько можно заработать на блоге

В отчете американской исследовательской службы Technorati о состоянии мировой блогосферы за 2008 год приводились такие цифры по доходам зарубежных блогеров. В США средний заработок с продаж рекламы на страницах интернет-дневника составил 5060 долларов, максимальный — 350 000 долларов. В Европе средний доход был выше: 9040 долларов в год, зато максимум не превысил 324 тысяч. У блогеров Азии средний доход составил 7440 долларов, максимальный — 250 000 долларов. Средняя выручка от каждой тысячи показанных страниц (CPM) у американского блогера составила 4,2 доллара, у европейского — 3,3 доллара, а у азиатского — 6,61 доллара. При этом у самого высокооплачиваемого американца CPM достигала 30 долларов, у европейца — 50, у азиата — 55.

Мой личный эксперимент с установкой рекламы AdSense в ЖЖ дал значительно более скромные цифры. Мой ЖЖ входит в пятерку самых читаемых русскоязычных блогов на этом сервисе, с 17 000 подписчиков. При максимальном обвешивании журнала рекламой, текстовой и графической, суточная выручка составила 11 долларов. Без подобных эксцессов среднесуточный заработок был равен 5 долларам. Итого, не прилагая никаких дополнительных усилий, я мог бы зарабатывать на своем ЖЖ 150 долларов в месяц или 1800 долларов в год. А, приложив усилия, мог бы увеличить эти суммы вдвое. На первый взгляд, это повод задуматься о 80% упущенных рекламных показов, на второй — серьезный аргумент против перехода на автономную платформу. Допустим, я там получил бы впятеро больше рекламных денег. Не 150 долларов в месяц, а целых 750. Но для этого сперва пришлось бы где-то взять на автономной платформе этих 17 000 постоянных подписчиков, которых никак не переманить из ЖЖ, потому что ни у кого из них френдлента не состоит из одного меня. То есть серьезно вложиться в рекламу и маркетинг, потратить кучу времени и денег, а на выходе, в случае успеха, получить 750 долларов в месяц.

Как именно зарабатывают блогеры

В Америке появление у миллионов людей собственных блогов и привычки читать чужие привело к тому, что довольно быстро из блогерской среды выделилась прослойка лидеров рейтинга, которые тут же обратили свои записи в источник дохода, начав продавать рекламу, привлекать спонсоров и вступать в партнерские программы с интернет-магазинами. Блоги, ставшие из хобби полноценными бизнесами, обзаводились редакциями, маркетинговыми отделами, становились объектами крупных инвестиций и сделок купли-продажи (например, созданный в 2003 году кооператив блогеров Weblogs Inc. был в октябре 2005 года выкуплен компанией AOL Time Warner за неразглашаемые 25 миллионов долларов). К 2007 году рейтинг 100 самых популярных в мире интернет-СМИ уже на четверть состоял из блогов.

Покуда лидеры рейтинга превращались в медиамагнатов, блогеры с более скромной посещаемостью тоже исследовали возможность заработка на собственном творчестве. В уже упоминавшемся отчете американской исследовательской службы Technorati о состоянии мировой блогосферы сообщается, что в прошлом году 56% владельцев интернет-дневников во всем мире использовали их для заработка. 38% блогеров участвовали в сетях контекстной рекламы (таких как Google AdSense). 28% размещали в блогах баннеры. 20% участвовали в партнерских программах интернет-магазинов, где их вознаграждение зависит от числа или стоимости покупок, совершенных читателями. 6% признались исследователям в написании хвалебных или ругательных постов за деньги. 5% зарабатывали ведением блогов «от имени и по поручению» тех или иных заказчиков.

Особый российский путь

Было бы естественно предположить, что развитие блогосферы в России пойдет тем же путем. Прогнозы насчет скорой «монетизации блогов» зазвучали у нас еще в 2006 году. Однако же пара особенностей национального блогинга воспрепятствовала повторению американского сценария.

Первопроходцами блогосферы в России оказались известные журналисты, писатели и интернет-предприниматели, каждый из которых на протяжении первых 5-6 лет ведения собственного дневника относился к этой затее, как к хобби и не испытывал никакой потребности сменить основную профессию на ремесло блогера. Возможность превратить свои личные заметки в источник заработка, даже если исследовалась кем-то из топовых блогеров, оставалась для них факультативной. А на факультативе медиаимперии не построишь.

«Второй эшелон» популярных в России блогеров составили штатные сотрудники и фрилансеры бумажных и интернетовских изданий. Этой категории авторов было бы, наверное, и интересно, и выгодно превратить свои личные заметки в основной источник заработка. Такая перемена участи могла бы дать им и творческую, и экономическую независимость, о которой не мечтает редкий гуманитарий из числа наемных батраков умственного труда. В США прослойка медиамагнатов от блогосферы в основном и сформировалась за счет амбициозных молодых репортеров и редакторов, для которых собственный блог стал альтернативой работе «на дядю». Но у нас этой прослойке путь к экономической самостоятельности преградила интеллигентская неготовность суетиться, торговаться и брать на себя предпринимательские риски. Нечаянно выяснилось (хотя многие по сей день не готовы в этом себе признаться), что постылая работа «на дядю» и участь гуманитарных батраков является для них вполне осознанным жизненным выбором.

Так и оформилась нынешняя контрреволюционная ситуация в русской блогосфере, про которую товарищ Ленин мог бы сказать: верхам неинтересно, а низам страшно.

ЖЖ как могильщик монетизации

Именно по этой причине «Живой журнал» сумел завоевать столь прочные позиции в русскоязычной блогосфере, в то время как в большинстве стран мира (начиная со своей американской родины) он эти позиции давно утратил. Особенность ЖЖ как блогхостинговой платформы изначально состояла в том, что любой потенциал заработка для блогера там был минимизирован. Не только потому, что в Пользовательском соглашении прописан был прямой запрет на размещение рекламы в дневниках — этот запрет, как мы видели, компания «Суп» отменила одним осенним утром, объявив о партнерстве с Google AdSense, и небо на землю не рухнуло. Однако есть у ЖЖ другая важная особенность, которую никак не отменить: 80-90% прочтений любого блога и любого сообщения в нем приходится на долю так называемой френдленты, то есть сводного потока записей от пользователей, на дневники которых подписан данный конкретный читатель. Это изумительно удобный и весьма привычный для чтения ЖЖ механизм, но он, увы, означает, что любой отдельно взятый блог в ЖЖ, разместивший на своих страницах баннеры или контекстную рекламу Google AdSense, теряет около 80% заработка, который он получил бы, если бы вел тот же самый блог на любой другой платформе...

В Америке именно это обстоятельство привело к тому, что «Живой журнал» к 2006 году проиграл соревнование блогхостингов. Популярные блогеры, способные привлечь значительную аудиторию своими записями, быстро отвалили туда, где каждое прочтение этих записей приносило бы им доход. А те, кто использовал свой дневник как аналог социальной сети для общения с узким кругом своих личных знакомых, обнаружили, что для этих нужд им удобней такие платформы, как MySpace и Facebook.

Зато в России ЖЖ повторил привычную для наших краев макроэкономическую модель: «богатое государство — бедные граждане». Журналисты и политики, миллионеры и миллиардеры, думцы и губернаторы, писатели и художники, поэты и прозаики, актеры и музыканты, телезвезды и футболисты, Дмитрий Медведев и Эдуард Лимонов, Борис Грызлов и Гарри Каспаров, Сергей Миронов и Леонид Невзлин своим блогерским трудом из года в год приумножают популярность (и коммерческий потенциал) той платформы, на которой они самовыражаются, по адресу www.livejournal.com. И российская аудитория, доходящая по TNS-Гэллап до 10 миллионов уникальных читателей в месяц, — не у них, а у платформы в целом. А есть и еще миллион-полтора менее знаменитых и раскрученных авторов, у которых в среднем по 15-20 подписчиков, и им тоже ничего не остается, кроме как радоваться, что труд их вливается в труд их Республики под названием ЖЖ.

Главный итог эксперимента

В одном «Суп» со своим гугловым экспериментом, безусловно, преуспел. Он лишний раз напомнил всем заинтересованным лицам, что вековая мечта молодца на печи — обрести экономическую независимость одним щелчком мыши, как по щучьему велению, — так и осталась сказкой, несмотря на Интернет, блогосферу и весь наш научно-технический прогресс.