Американские боги
Главным развлечением заезжих европейцев в Штатах всегда были те воскресные часы на телеканалах, что отданы религиозным передачам. Если вы никогда не видели эти слившиеся в экстазе толпы сыплющих проклятиями проповедников и группы женщин, похожих на Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg), которые пританцовывают и кричат Oh Jesus, вам может показаться, что сцена из фильма «Борат» - язвительная сатира, беспощадное переосмысление реальности, увиденной глазами казахского журналиста. Но нет, Саша Бэрон Коэн (Sacha Baron Cohen) был в этом случае совершенно беспристрастен и честно запечатлел то, что происходило вокруг него. В общем, по сравнению со сборищем американских фундаменталистов неаполитанский обряд с закипающей кровью Святого Януария - ученое собрание эпохи Просвещения.
В конце шестидесятых годов мне пришлось побывать в Университете Орала Робертса в Оклахоме (Орал Робертс был одним из телевизионных пророков - харизматиков). Над кампусом возвышалась башня: верующие посылали в университет пожертвования, и, если суммы того заслуживали, молитвы возносились с башни в небо. Чтобы попасть в штат преподавателей, нужно было пройти собеседование и, в частности, ответить на вопрос: Do you speak in tongues?, то есть «Говорите ли вы на языках, которые дает Бог?» Рассказывают, что один молодой преподаватель, очень нуждающийся в работе, ответил Not yet - «Пока нет» - и был принят на испытательный срок.
Эти церкви всегда были антидарвинистскими, боролись с абортами, настаивали на обязательном религиозном образовании, порой выступали антисемитски и антикатолически, во многих штатах были сегрегационистскими, но еще пару десятилетий назад оставались явлением маргинальным, свойственным больше американской глубинке, так называемому библейскому поясу.
В 1980 году вышла книга Фурио Коломбо (Furio Colombo) о фундаменталистских движениях «Американский Бог». Тогда ее сочли скорее мрачным предсказанием, чем описанием реально нарастающей тревожной тенденции. Теперь Коломбо переиздал книгу (несколько недель назад она вышла приложением к газете L'Unita), снабдив ее новым предисловием, в котором уже невозможно не узнать явных примет времени. Коломбо считает, что впервые религия вторглась в политику в 1979 году, в ходе президентской предвыборной кампании Картера и Рейгана. Картер был честным либералом, но истово верующим из разряда новообращенных, которых в Америке называют born again. Рейган же был консерватором, но бывшим актером, жовиальным и светским, религиозным настолько, чтобы ходить по воскресеньям на мессу. Вышло так, что фундаменталистские движения выступили за Рейгана, и в ответ он явственно обозначил свои религиозные позиции - например, ввел в Верховный суд противников абортов.
С тех пор фундаменталисты стали поддерживать всех правых кандидатов: поддержали военное лобби, борются с системой медицинского страхования Medicаid и, несмотря на религиозный пыл своих проповедников, предпочитают агрессивную политику, даже атомный холокост воспринимая как допустимую меру для свержения царства зла. Все это подтверждает и нынешнее решение Маккейна выбрать претендентом на пост вице-президента женщину, известную своими догматическими наклонностями, и тот факт, что, по крайней мере по результатам первых опросов, публика одобрительно встретила его выбор.
Коломбо замечает, что если раньше фундаменталисты противостояли католикам, то теперь католики, и не только в Америке, приближаются к позициям фундаменталистов (вспомните, к примеру, странное возвращение к антидарвинизму, несмотря на то что Церковь, казалось бы, примирилась с эволюционистской теорией). И тот факт, что римско-католическая церковь поддержала не практикующего католика Проди, а разведенного жизнелюбивого мирянина, наводит на мысль, что и в Италии среди религиозных людей преобладает тенденция отдавать голоса политикам, равнодушным к вопросам веры, но готовым по максимуму выполнять жесткие требования церкви, которая их поддерживает.
Стоит задуматься над словами, произнесенными в 1986 году телепроповедником-евангелистом Пэтом Робертсоном (Pat Robertson): «Давайте представим себе систему школьного образования, которая полностью исключает гуманитарные предметы, и общество, чья жизнь от начала и до конца контролируется и регулируется фундаменталистами».