/ Москва

Пьер Броше: Выбор коллекционера — закон

Художнику невозможно без коллекционера. Вся история искусств, по крайней мере с XV века, показывает, что именно выбор коллекционера определял, кто из художников в ней останется

Фрагмент картины "Портрет Павла Третьякова в галерее" художника Ильи Репина<br>
Фрагмент картины "Портрет Павла Третьякова в галерее" художника Ильи Репина
+T -
Поделиться:

 

Практически все русское классическое искусство, на которое мы сейчас ориентируемся, — это выбор одного человека, Павла Третьякова. Очень мало примеров, когда художник становится известным после смерти, как Ван Гог. Когда мы посещаем музеи, мы видим не только гений художников, мы видим гений коллекционеров, которые давали возможность этим художникам развиваться: давали деньги на холст и краску, поддерживали советом.

Люди часто задают мне вопрос: «Как тебе удалось в течение 20 лет собирать именно те работы, которые сегодня оказались важными в истории искусства России?» Я отвечаю: именно то, что я приобрел, и стало интересным, а не наоборот.

Но я не верю в чутье коллекционера. Выбирать помогает накопленный опыт, культурный багаж. Те счастливчики, которые давно ходят по галереям, музеям, биеннале, много читают, имеют больший шанс определить, что такое искусство, чем те, кто только начинает. Основываясь на своем опыте, я ищу в работах знаки времени, символы, которые характеризуют эпоху, новый язык, который создает художник. Этот язык способен понять только определенный круг людей: критики, галеристы, коллекционеры. Иногда я смотрю на некоторые вещи в своей коллекции, и я совсем не уверен, что это искусство, но я чувствую, что в них что-то есть, что скоро они станут символичными произведениями. В этом гений коллекционера — понять, что будет значимо. Основываясь на своем опыте, багаже, мы меняем искусство и меняем понятие об искусстве.

Конечно, концепций коллекции могут быть тысячи. Я же собираю творчество русских художников с 1989 года, но только те работы, которые были сделаны в России. В основном меня интересуют молодые художники. Когда работа художника начинает стоить больше двадцати тысяч, я уже не в игре. Но то, что цена поднимается, значит, что мой выбор был верным, он стал законом для рынка, и рынок ценой это только подтверждает.

Есть разные смыслы в коллекционировании: для кого-то это пиар, для кого-то инвестиции. Но раньше коллекционерами были в основном короли, князья, и у современных коллекционеров есть скрытые амбиции: они хотят подняться на этот уровень, влиять на общество, оставить свое имя в истории искусств. И как бы претенциозно это ни звучало, выбор коллекционера — это закон, так оно и есть, иначе не скажешь.

Комментировать Всего 8 комментариев

Я всегда полагал, что гениальность коллекционера выражается в том, что он вижионари, что он угадывает, куда пойдет развитие живописи, раньше других видит в работах молодого художника то, что потом оценят другие. 

Но мне с трудом верится, что коллекционер определяет развитие искусства. Может быть, на короткий период и определяет. Наверное, его реакция, его интерес как-то помогает, как-то стимулирует художника. 

Очень мало кому в прошлом удавалось предсказать "солнечное затмение"  и это были по настоящему умные и нетривиальные люди, но никому не удалось это затмение создать, хотя жрецы, как мы знаем, говорили толпе, что именно они вызвали затмение.:)

Вопрос в том, угадывает коллекционер новую волну, видит ли в работе шедевр или определяет что -- шедевр, а что -- нет, кто генеален, а кто бездарен... 

В любом случае не стоит умалять роль коллекционера.

Почему-то мне на ум приходит Ив Сен Лоран, он -- талантливый дизайнер, но, увы, некудышный бизнесмен. Ив Сен Лоран -- художник, а Диор -- своего рода коллекционер, Ив Сен Лоран создал бренд Dior, но знали бы мы об этом дизайнере без Кристиана Диора?...

Наверное, примерно такую же роль играет коллекционер в жизни художника.

Роль коллекционеров огромна. С этим трудно спорить. 

Коллекционирование это Игра, основанная на личном вкусе в выборе решений и помноженная на азарт предвидения. И эти две части они равноценны. Поэтому говорить каким коллекционирование Должно Быть нет смысла - оно всегда будет именно таким.

А то что развитие искусства "определяется" (во что слабо верит Степан)... то это факт, который не изменить. И если это не коллекционер (он лишь одно из звеньев цепи), то это куратор, арт дилер, выставка или биеннале. Ну суть важно. Все что продается (и это тоже факт) -  все можно определить, создать и направить по указанному руслу. Таков нынешний арт-мир

Коллекционер в сегодняшнем контексте теряет роль мецената, то что исторически было важным в развитии искусства. Об этом сейчас дискутируют многие кураторы и дилеры, наблюдая шифт в том как коллекционеры делают свой выбор. Это пожалуй косается больше видео работ, арт пефоманс. Направление искусства во многом связано с маркетингом (иными словами зависит от всех задействуюших лиц в арт бизнесе) и коллекционеры не всегда могут предопределять его развитие. Коллекционирование для многих остается любимым делом, к счастью основанным на собственных эстетических принципах. Если эта коллекция растет в цене, это бонус условий рынка.

о-очень большое преувеличение. на каждого Третьякова приходятся сотни безвестных собирателей сотен безвестных художников. коллекционер слабо влияет на развитие искусства, т.к. почти не участвует в художественном процессе (Броше, опять же, исключение) - вещи, попавшие в частную коллекцию, скорее извлекаются из выставочного оборота, чем в него включаются. поэтому художники из числа более известных стараются удовлетворить этот слой коллекционеров вторичным результатом своего труда: принтами, мультиплями и т.д. покупатель современного искусства (если он не Саатчи) не формирует рынок, а слепо ему подчиняется. простой пример - рост продаж художника после участия в любой серьезной биеннале. галеристы и кураторы играют в жизни художника гораздо более заметную роль. 

хорошо, когда коллекционер имеет не только деньги, но и вкус, а также культурный багаж.  А когда только деньги, то порой коллекционер становится промоутером всякого рода мусора и анти-искусства. Юрий совершенно прав - на каждого Третьякова или Морозова приходятся сотни иных коллекционеров.

а то,что Саатчи формирует рынок - это он скорее служит этаким регулировщиком для тех, кто не может/не умеет/боится составить собственое мнение о предметах совремменного искусства.  На Западе эта манера полагаться на чужой вкус и экспертизу, особенно в изобразиетльном искусстве, культивируется уже не первый десяток лет.

Но я бы не ставила в один ряд с Третьяковым, Морозовым, Щукиными или Мамонтовым, таких коллекционеров, как Саатчи.  Хотя на первый взгляд Саатчи вроде много похожих движений делает.  А может быть - это просто изменился мир, и если бы Морозов, Щукины или Мамонтов жили сегодня, они бы больше походили на Саатчи...

Бесконечная тема.

Во первых надо помнить что Художник первичен, а Коллекционер вторичен, так как Художник может быть без коллекционера, а Коллекционер без Художника нет.

Как из басни Крылова, когда Вол возвращаясь после тяжёлого трудового дня с Мухой на рогах. Его спросили, что ты делал? Муха на это первая с гордостью кричит: "Мы похааали!"