Вадим Рутковский: Дублинцы в юности и сумасшедший Гергиев: гид по трем важным фестивалям недели
1. «Моторы гондолы разбираем на части»: топ-4 фестиваля «Из Венеции в Москву»
Фестиваль проходит в столице нашей родины уже в пятый раз. Придуманный еще при прежнем, звездном кураторе Венецианского кинофестиваля Марко Мюллере, он не сдает позиций и при Альберто Барбаре, ежегодно доставляя в Россию лучшие итальянские фильмы из официальных программ Мостры. В программе-2014 девять картин, из которых мы выбрали четыре самых необходимых.
«Сакро ГРА», победитель юбилейного 70-го фестиваля, уже приезжал в Москву на открытие «Артдокфеста» в сопровождении режиссера Джанфранко Рози. В «Иллюзионе» это лирическое путешествие по римской кольцевой автодороге представит Николо Бассетти, не кинематографист, но крестный отец самого этого транспортного кольца, мастер по преображению городских ландшафтов. 14 марта — последний шанс увидеть самый знаменитый документальный фильм сезона на большом экране.
«Бертолуччи о Бертолуччи» 12 марта открывает отдельную, киноманскую секцию фестиваля, состоящую из выдающихся документальных лент о кино: «Пророчество» посвящено Пазолини, «Мы были не только похитителями велосипедов…» — неореализму, а «Бертолуччи о Бертолуччи», само собой, великому Бернардо. Фильм смонтирован исключительно из интервью живого классика и выглядит эффектным авангардным опытом.
«Первый снег» — фильм открытия, его повторяют 12-го марта. Это картина невероятно популярного в Италии и Швейцарии Андреа Сегре, режиссера, равно успешно работающего и в документалистике, и в игровом кино. История дружбы африканского беженца Дани с жителями горной альпийской деревушки — на редкость обаятельное и поэтичное кино.
«Одинокий герой» Джанни Амелио, одного из самых титулованных итальянских фильммейкеров — почти фантастическая комедия об обладателе огромного доброго сердца, всегда готового придти на выручку согражданам, подменив их на рабочем месте. Сознательная старомодность стиля напоминает о классике итальянского кино. 13 марта.
2. «Проснувшись, друид идет за пивом»: топ-4 фестиваля ирландского кино
Седьмая неделя ирландского кино, по традиции приуроченная к 17 марта — Дню святого Патрика, длится 12 дней, занимает две площадки — «Горизонт» и ЦДХ, включает и премьеры, и уже известные фильмы, например, «Семь психопатов» Мартина МакДонаха и «Однажды в Ирландии» его брата Джона Майкла МакДонаха. Не просто так — на открытии фестиваля показывают новейший фильм Джона Майкла «Голгофа».
«Голгофа» продолжает сотрудничество режиссера с великим ирландским актером Бренданом Глисоном, который на этот раз щеголяет не в полицейской форме, а в сутане католического монаха. В парадоксальной картине, балансирующей на грани между циничной черной комедией и религиозной драмой, святой отец вынужден «поиграть» в Бога, собственноручно разбираясь с тем, что такое хорошо, а что такое плохо. 12, 16, 20, 22 марта.
«Той ночью в Дублине» — новый фильм отличного ирландского режиссера Ленни Абрахамсона, тонкая, но совсем не сентиментальная драма о взрослении. Исполнитель главной роли Джек Рейнор родился в Колорадо, совсем еще несмышленышем переехал на родину матери, в Ирландию, подростком сыграл в «Кукольном доме» и «Той ночью…», а теперь возвращается к месту рождения: в новых «Трансформерах» у него главная роль. 14, 18, 21 марта
«Ирландский паб» — документальный эпос Алекса Фегана, жизнеописание тех, кто из века в век наливает живительное пиво, не забывая рисовать трилистник на густой и сладкой пене гиннесса. 17 и 20 марта.
«Короля улиц» показывают один единственный раз, 15 марта. Это детектив на любителя — в прямом смысле слова, потому что картина Марка О’Коннора производит впечатление любительской. Но в этом ее сила и обаяние — с сыгравшими в «Короле» ирландскими цыганами не сравнится ни один профессиональный артист.
3. «Помнят Альпы»: топ-4 фестиваля швейцарского документального кино
Неделя швейцарского документального кино, в отличие от размашистой ирландской, напротив, короче календарной — всего 4 дня. Но не менее насыщенная: 14 фильмов, мастер-классы, дегустация шоколада и вина. Мы же сосредоточимся на фильмах.
«Зимние странники» Мануэля фон Штюрлера — шедевр, выбранный фильмом открытия, завораживающее путешествие вместе с пастухами, перегоняющими стада на зимние пастбища. Кульминацией становится волшебная сцена рождества в кочевой палатке, но фон Штюрлер сбивает излишнюю романтику странствий юмором и сатирой в адрес современного глобального капитализма: продукты для ужина Кароль и Паскаль покупают в обычном супермаркете, где по ассортименту товаров не угадать, в Швейцарии ты или в Норвегии.
«Урс Фишер» Ивана Шумахера — портрет моднейшего современного художника: на позапрошлой Венецианской Биеннале полгода горели его восковые скульптуры. И это далеко не самый изощренный эксперимент Фишера. 13 марта.
«Карма Шадуб» — хрупкий опус о семье и творчестве: режиссер Рамон Гигер снимает своего отца, скрипача Пауля Гигера, проецируя отношения с музыкой на непростые отношения отца с самим собой. Победитель авторитетного смотра неигрового кино Visions du Réel в Нионе — этот фестиваль гостит в нашем Центре документального кино. 15 марта
«Гергиев: своего рода сумасшествие» — еще один фильм о выдающемся музыканте, нашем соотечественнике Валерии Гергиеве. 16 марта режиссер Альберто Вензаго лично представляет его в Москве.