Николай Усков: Cкользкие тeмы
«А я считаю, что Путин молодец, – категорически заявил немецкий бизнесмен, сделавший состояние в Индонезии, – сколько можно терпеть эту западную политику: шаг вперед, два шага назад. Балет “Жизель”, а не политика». Мой собеседник отхлебнул красного вина и продолжил: «Они разворошили Украину и думали, что все так же, как они, только и будут что выражать озабоченность. Надоело. Заварили кашу и кинули сорок пять миллионов на произвол судьбы. Хоть один мужик нашелся», – такие разговоры мы вели на самой границе с Россией в избушке оленеводов. Точнее, это был туристический объект, изображавший избушку оленеводов. Бревенчатый сруб, камин, сложенный из фактурных кирпичей, рога по стенам, лавки, накрытые шкурами, был там даже свой шаман в компании с розовощекой, экологически чистой дочкой. В комнате собралось человек двадцать – бизнесменов из разных стран мира, которые приехали в Финляндию, чтобы поупражняться в вождении Bentley по льду.
Кризис вокруг Украины неумолимо перерастал в мировой кризис, а мои новые знакомые-бизнесмены, кажется, уже переродились в пророссийскую «пятую колонну». Удивительно, но все они за время нефтяного процветания успели полюбить русских и теперь с тревогой наблюдали за надвигающейся международной изоляцией нашей страны. Мы привыкли считать, что нас не любят. Отнюдь. К разговору подключился веселый великан из Гамбурга, торгующий Bentley: «Русские – мои лучшие клиенты. Я их обожаю. Всегда держат слово, никогда не подводят. Не то что китайцы, я уж про наших молчу», – заявил он. Обильные трапезы, разговоры о политике, катания на собачьих упряжках, сауна и снегоходы обрамляли собственно главное: дикое вождение огромных машин по льду живописного озера. Впрочем, обратную точку зрения высказал фотограф из команды Bentley: «Самое клевое в наших поездках – а Bentley их устраивает регулярно, – это когда владелец, например, Bombardier, выпив рябиновой, спорит про футбол с каким-нибудь автодилером или поставщиком курятины из Польши. Где еще они смогут поговорить о действительно важных вещах?!» Впрочем, в этот раз было не до футбола.
Несмотря на то что навык вождения по льду в наших климатических условиях весьма полезен, там, на финских озерах, учиться совсем не хочется. Оказывается, уходить в занос и скользить боком на тяжеленном Flying Spur, поднимая облака снега и ледяной крошки, – чистое хулиганство, мальчишеский кайф и отвал башки. Машина столь хороша, что, в принципе, без всяких усилий может ехать по льду, вообще не виляя, даже на большой скорости. Сам в этом убедился. Но так неинтересно. Интересно заставить ее скользить, чтобы она неслась боком как можно дольше. Затем легким движением руля выровнять ее, разогнаться и на повороте снова пуститься в занос. Если заиграешься, то закрутит, в худшем случае – въедешь в полынью или сугроб, сядешь, понятное дело, на брюхо. Вызов специального трактора считается тут чем-то вроде штрафного очка. Впрочем, никто особенно не переживает. Шестилитровый двигатель, 625 лошадиных сил, восьмиступенчатая коробка передач, непрерывный полный привод и три тонны роскоши. Зеркально подобранные планки из шпона, используемые для отделки приборной панели и панелей, опоясывающих салон, покрывают пятью слоями лака. Эта процедура занимает семьдесят два часа. Каждое сиденье тоже сделано особым мастером. Если захотите в этом убедиться, оторвите кусок кожи. На изнанке обнаружите его фамилию. Flying Spur – вполне себе седан премиум-класса, но Bentley верен себе. Изначально – а компании в этом году исполняется девяносто пять лет – он был автомобилем не для водителя, а для владельца. Так что и сегодня Flying Spur позиционирует себя как роскошный спортивный седан. На этом автомобиле комфортно сзади, но спереди куда интереснее.
Профессиональный гонщик Юха Канккунен, четырехкратный чемпион мира, давал мне индивидуальный мастер-класс на своем победоносном Continental GT Supersports. В 2011-м за рулем этого автомобиля Канккунен установил мировой рекорд скорости на льду – 330,7 км/ч, причем сделал это при тридцатиградусном морозе. Его машина лишена всех привычных атрибутов роскоши – ни дерева из Африки, отполированного языками девственниц, ни телячьей кожи, ни разу не пронзенной жалом насекомого. Минимум веса и максимум безопасности: каркас из стальных балок, жесткие сиденья, специальные ремни безопасности – в последний раз я видел такие в Музее космонавтики. Юха спокойно рассказывает о своем ремесле, изящно вращая руль, вежливо помахивая неудачникам, вылетевшим с трассы и ожидающим трактора. А за окном – клубы снежной пыли. Двигатель ревет, машину несет и вертит. «Кстати, собираюсь в Москву на автосалон, – заключает он свое введение в ремесло. – Увидимся».
Мы находимся почти на самой границе Финляндии и России. Ландшафт напоминает, например, наш Ханты-Мансийск. Снег, елки, аккуратные пластиковые домики без претензий, кое-где мелькает реклама на русском языке: «Оленина, собачьи упряжки, прокат лыж». Бизнесвумен из Хорватии спрашивает меня, понимаю ли я по-фински, ведь Финляндия была когда-то Россией. «По нынешним временам это опасный разговор», – предупреждаю я и рассказываю ей о том, что финно-угорские племена действительно растворены в крови русского народа, но их язык сохранился только в топонимах городов и рек Центральной России. Финляндию же Россия откусила от Швеции. Когда-то именно из Швеции пришла династия Рюриковичей, впервые собравшая будущий народ в единое государство и давшая ему свое племенное имя – Русь. Потом, начиная с XVI века, мы со Швецией воевали и к началу XIX века одержали наконец окончательную победу, завладев Финляндией. Финнам в России жилось хорошо, они не платили налогов, не служили в армии и имели широкую автономию. Поэтому в Хельсинки все еще стоит памятник русскому царю, да и центр напоминает Петербург. Тот же желтый классицизм: колонны, мезонины, барельефы.
Оккупация оккупации рознь. Я рассказываю хорватской бизнесвумен, что в одном из самых первых кинофильмов – хронике коронации Николая II – будущий президент независимой Финляндии идет подле русского императора в блестящей кирасе и шлеме. Разумеется, тогда он и представить себе не мог, что будет командовать армией, насмерть вставшей на пути Сталина, пытавшегося снова захватить Финляндию в 1939–1940 годах. Словом, геополитика стала самой модной темой сезона. Впрочем, о чем еще прилично говорить владельцам Bentley? Разве о футболе.С